/, Колонки, Рецензии/Голос Скандинавии: “Идеальный пациент” Микаэля Хофстрёма

Голос Скандинавии: “Идеальный пациент” Микаэля Хофстрёма

Овца в волчьей шкуре

Идеальный пациент (The Perfect Patient), 2019, Микаэль Хофстрём

Дмитрий Котов погружается в расследование о самом жестоком серийном убийце в истории Швеции

Швед Микаэль Хофстрём — довольно заметная фигура в мировом кинематографе. За первым успехом на родине — подростковой драмой «Зло» о жестоких отношениях в школе-интернате для мальчиков — последовало несколько громких заокеанских работ, в числе которых «Цена измены» с Клайвом Оуэном, экранизация рассказа Кинга «1408» и боевик «План побега» с культовыми старичками Сталлоне и Шварценеггером. После сериала «Московский нуар» про бандитские разборки постсоветского периода, который прошел, как ни парадоксально, совсем мимо российского зрителя, режиссер вновь вернулся к родным пенатам и сосредоточился на самом громком и одиозном уголовном деле в современной истории Швеции. «Идеальный пациент» рассказывает о серийном убийце Стуре Бергвалле, также известном под псевдонимом Томас Квик, который в начале 90-х, уже находясь в психиатрической лечебнице, признался в жестоком убийстве трех десятков человек, многие из которых — малолетние дети.

Журналист из редакции телеканала SVT Ханнес Ростам получает анонимный звонок от предполагаемого преступника, сознавшегося в поджогах 30-летней давности и намекнувшего, что обвиненные тогда по горячим следам подростки сели за решетку после самооговора. Параллельно с этим Ростам раскапывает и материал по делу Томаса Квика. Признанный в итоге виновным в восьми доказанных убийствах, совершенных в разное время, разным способом и с явно разным почерком, он был завешан ярлыками: маньяк, садист, педофил, гомосексуалист и каннибал. Нелюдь. Короче говоря, «побочная» и быстро отработанная сюжетная линия про свирепые пожары в Фалуне — лишь необходимый прецедент, почва, подготовленная для более мощной критики и сенсационного разоблачения всей судебной системы Швеции. Журналист берет себе в напарники молодую смекалистую помощницу Йенни и задается целью пообщаться с изолированным от общества «монстром», чтобы понять, действительно ли он убивал, насиловал, расчленял и даже поедал своих жертв. Учитывая, что кино довольно точно воспроизводит реальные события, а литературной основой сценария стала книга самого Ростама «Томас Квик — создание серийного убийцы», какая-либо интрига в фильме живет не то чтобы очень долго.

Кадр из фильма “Идеальный пациент”

Тем не менее, это, на первый взгляд, идеальный сюжет для очередного мрачного триллера в стилистике скандинавского нуара. На деле же в нем нет ни тягучих депрессивных настроений, ни холодного североевропейского спокойствия в операторской работе и приемах монтажа, ни общего неспешно-ровного ритма повествования. Он не имеет явных сходств с лучшими образцами жанра вроде прогремевших на весь мир сериалов «Мост» и «Убийство» или же цикла «Мистериум» про детектива Карла Мёрка. Но не похож «Идеальный пациент» и на «Молчание ягнят», несмотря на явные сюжетные параллели (тема каннибализма и общение маньяка с журналистом), пускай и сам Бергвалл сравнивал себя с Ганнибалом Лектером. Как ни странно, по форме и атмосфере кино Хофстрёма гораздо больше напоминает «Всю президентскую рать» или «В центре внимания»: это самая настоящая экранизация журналистского расследования, в которой детективный аспект задвигает психологизм довольно далеко на второй план, а визуализацию кровавых ужасов — еще дальше. К слову, классическая «киношная» подача криминальных новостей в виде нарезки из фрагментов хроники, телерадиосообщений и газетных заголовков вываливает на зрителя тонну информации уже в первые 15 минут, отчего неотвратимо возникает ощущение хаоса и сумбура, которое сходит на нет лишь к середине ленты. Усиливает рваную, лихорадочную динамику и показ видеозаписей с фиксацией следственных экспериментов — дрожащей камерой, в VHS-качестве и с агонизирующим в кадре подозреваемым. Картина Хофстрёма практически лишена саспенса за счет чересчур спешно сменяющих друг друга событий и эмоционального эквалайзера. При этом детали кровожадных расправ над жертвами показаны лишь в виде мелькающих фотографий и флешбэков Бергвалла, вспыхивающих на экране самое большее на пару секунд. Так что остросюжетным кино тоже назвать не получается.

«Идеальный пациент», однако, очень силен актерски — и по сути, и по именам, если брать в масштабах Скандинавии. Давид Денсик, не без помощи убедительного «старческого» грима, прорисовал детальный портрет Бергвалла и отразил в мимике и повадках все самые противоречивые черты его характера. Личность номинального чудовища с робкими телячьими глазами по-своему уникальна. Он не похож на маньяка или буйного психа. Перед нами, несомненно, больной душевно, невротичный, капризный и закомплексованный, но при этом безобидный, беззлобный, ранимый и мягкий человек, главными бедами которого стали повышенная внушаемость, дефицит внимания и пагубное пристрастие к сильнодействующим препаратам, поощряемое врачами. Денсик, давно примелькавшийся поклонникам скандинавского кино, широкому зрителю может быть знаком по роли Горбачева в нашумевшем мини-сериале «Чернобыль», а также появлениями у Спилберга в «Боевом коне» и у Финчера в «Девушке с татуировкой дракона». Ханнес Ростам, со всеми его внутренними конфликтами, нацеленностью на результат и отважной борьбой с болезнью — добротная работа Йонаса Карлссона, которого мы могли лицезреть в «Снеговике» Томаса Альфредсона. Помощница журналиста Йенни — в недавнем прошлом создательница яркого образа молодой Астрид Линдгрен Альба Аугуст. В эпизодической роли бывшего главврача лечебницы также засветился Андерс Мосслинг — умело шифрующийся злодей из финального сезона «Моста» и отец-одиночка в трудной финансовой ситуации из социальной драмы «Ярден», о которой мы писали пару лет назад (эта работа принесла актеру «Золотого жука» – шведский «Оскар»).

Кино сумбурно по форме и предсказуемо по содержанию, но его стоит посмотреть ради классных актеров, их многогранных персонажей, а главное — невероятной, но невыдуманной истории, которая показывает то ли цинизм и бесстыдство, то ли банальную некомпетентность и равнодушие

Если подытожить, кино сумбурно по форме и предсказуемо по содержанию, но его стоит посмотреть ради классных актеров, их многогранных персонажей, а главное — невероятной, но невыдуманной истории, которая показывает то ли цинизм и бесстыдство, то ли банальную некомпетентность и равнодушие медицинских работников, следователей, полицейских и судей. И все это не где-нибудь на отшибе «третьего мира», а на просторах одной из самых благополучных стран Европы.

Яндекс.Дзен
Хронология: 2010-е 2019 | | География: Европа Скандинавия
Автор: |2019-11-26T08:58:42+03:0026 Ноябрь, 2019, 11:58|Рубрики: Голос Скандинавии, Колонки, Рецензии|Теги: |
Дмитрий Котов
Коренной москвич. Искусствовед по образованию, экскурсовод по профессии, специалист по архитектуре и Grammar Nazi по призванию. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Недоверчив к жизни, как владельцы отечественных автомобилей, хотя ездит на "мицубиси" американской сборки. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путем вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok