И наказание
Иррациональный человек (Irrational Man), 2015, Вуди Аллен
Сергей Феофанов рецензирует “Иррационального человека” Вуди Аллена
Страдающий тошнотой (в сартровском, разумеется, смысле этого слова) мизантроп Эйб Лукас приезжает преподавать философию в Провиденс, где его уже ждут поклонницы – восторженная студентка Джилл и несвободная преподавательница Рита. Джилл хочет излечить преподавателя от депрессии, Рита хочет уехать с интересным коллегой в Европу, а сам Эйб ничего не хочет и играет со студентами в русскую рулетку. Все меняет случайно подслушанный разговор и решение Эйба доказать городу, миру и себе самому, что он не тварь дрожащая, а право имеет.
Более-менее все увидели в очередном фильме Вуди Аллена только очередной фильм Вуди Аллена, и, на первый взгляд, так все и есть – “Иррациональный человек” выдержан в привычной для мэтра стилистике, да и содержательно ничего нового здесь нет. Закадровые голоса комментируют происходящее, непостижимый Хоакин Феникс (усиленный здесь колоритнейшим пузом) рассказывает про Канта, милейшая Эмма Стоун вращает глазами и слегка переигрывает, а режиссер превращает фарс в трагедию только затем, чтобы в конце фильма вновь превратить ее в фарс.
“Иррациональный человек”, рецензия
Жонглируя сразу несколькими жанрами, маэстро создает весьма типичную для себя притчу о том, что многие знания синонимичны многим печалям. В идейном смысле все это здорово напоминает “Серьезного человека” братьев Коэн с той разве что разницей, что новый Аллен куда проще, понятнее и, если угодно, примитивнее. Вкладывая в уста героя Феникса вполне анекдотический пересказ мыслей великих, режиссер даже к интертексту подходит, спустя рукава. Нет, наверное, кого-то может впечатлить идея постмодернистской экранизации “Преступления и наказания”, но едва ли настолько прекраснодушным зрителям в принципе интересно подобное кино.
Интереснее всего в “Иррациональном человеке” вовсе не типичные для мэтра трюки, а то, насколько легко 79-летний, на секундочку, автор превращает изрядно потасканный сюжет в живое и в чем-то даже уникальное произведение. Отметить следует и то, что “Иррациональный человек” – своего рода отражение европейского турне режиссера, история о непростых взаимоотношениях континентов, только речь здесь идет не об Америке в Европе (как в тех же “Вики, Кристина, Барселона” или “Полночь в Париже”), а о Европе в Америке. Недаром Эйб предпочитает континентальных философов англосаксам – именно их идеи, по Аллену, являются той чумой, что привела героя к судьбе Родиона Раскольникова.
Закадровые голоса комментируют происходящее, непостижимый Хоакин Феникс (усиленный здесь колоритнейшим пузом) рассказывает про Канта, милейшая Эмма Стоун вращает глазами и слегка переигрывает, а режиссер превращает фарс в трагедию только затем, чтобы в конце фильма вновь превратить ее в фарс
Ну а наиболее примечательной частью фильма становится его интонация, радикально отличающаяся от тех поздних работ Аллена, которые принято называть “проходными”. Интонация одновременно печальная и язвительная, интонация, возвращающая нас к “Матч-пойнту” и “Жасмин”. В последнее время режиссера немало ругали за старческое благодушие, прямо переходящее в маразм, – что ж, получите и распишитесь, никакой жизнерадостности здесь нет, и даже формальный хэппи-энд оформлен так, что немного страшно. Кому-то стало от этого легче? Дай ответ, коллективный Эйб Лукас.
Не дает ответа.