Анастасия Плохотина представляет свою версию 10 лучших фильмов 2016 года
Апокалипсис – не самая интересная тема, если по углам её не обгладывают зомби. “Новая эра” в общем-то предельна честна и не претендует на новаторское слово сквозь завесу, тут тоже будет апокалипсис, тоже будут зомби, погони, перестрелки и немного размазанного по лицу вишневого киселя. Но тут будет очень достоверный и убедительный финал, грамотный сюжетный твист и хорошая пища для размышлений. На самом ли деле такую глобальную роль в легенде сыграла Пандора, или ящик открылся бы и сам собой? Известно только, что самые большие перемены во вселенной начинаются с малого.
Большое чудо – смотреть глазами ребенка. Такой подарок делает миру Стивен Спилберг, рассказывая умопомрачительно красивую и искренне детскую историю о БДВ – большом и добром великане, увиденным однажды девочкой Софи. Это смешная и старая, как мир, история, которая существует исключительно во имя двух целей: радовать детей и утешать взрослые сердца, однажды пострадавшие от одиночества.
В 2016 году Бёртон предложил Роулинг подвинуться (правда, разве что немного) и представил на обсуждение киносообществу свой волшебный мир, где обитают странные дети и охраняющие их женщины. Эта история живёт вне канонов и логики, воплощаясь в острой улыбке Евы Грин и атмосфере полной изоляции от реальности. “Дом странных детей” может украсть зрителя из привычного мира, чтобы вернуть его назад спустя два часа приключений окрыленным, полным мечты и надежды.
Триллер, сумевший столь филигранно оправдать своё название, открывает зрителю новый формат ужаса, где не стоит бояться резкого появления монстра из-за угла или страшиться маньяка с бензопилой наперевес. Кажется, Стивен Лэнг сумел создать настолько яркого антагониста, что одной только своей харизмой способен приводить волосы на теле зрителей в движение вопреки законам гравитации. По факту, “Не дыши” вдохнул новую жизнь в старый французский хоррор “Мертвенно-бледный”, сыграв по тем же правилам, но в иной локации. Получилось столь славно, что детищу Альвареса можно смело присудить звание триллера года.
Поттериана – целая эпоха детства, происходившая, впрочем, преимущественно в стенах Хогварства. “Фантастические твари” – это выгодный шанс вернуться в любимый мир, но уже не в роли восторженного ребенка с котелком и волшебной палочкой подмышкой, а в качестве взрослого волшебника, чинно шествующего по улице, столкнувшегося с трудностями “мира больших”. Что приятно, фильм всячески избегает параллелей с “Гарри Поттером”, неспешно повествуя собственную историю с симпатичными персонажами и, конечно же, очаровательными зверями. Сколько ещё раз у киношников получится зайти на территорию волшебного мира Роулинг, не наскучив при этом зрителю, пока неясно. Но у Ньюта Саламандера вышло стать ещё одним культовым магом и частью истории из детства.
Нельзя серьёзно относиться к фантасмогории, в которой человеческие физиологические жидкости порой берут начало над здравым смыслом. Но это именно тот бред, в который охотно хочется влюбиться, хотя бы в качестве шутки, хотя бы на часок. Рэдклифф, сбежавший от образа мальчика со шрамом на лбу, невероятно органичен в роли трупа, а сама лента – тот дебильный эксперимент, в котором просто охота поучаствовать. В конце концов, кто утвердил манифест о том, что о вечных темах необходимо рассуждать с серьёзной миной? И кто в праве запретить пердёж в качестве аккомпанемента к философским измышлениям?
Аудитория любит кино, которое её обманывает. Особенно, если обмануться удаётся несколько раз. “Служанка” в этом смысле идеальный способ прочувствовать интригу, как она есть. При всей смысловой многогранности истории, Пак Чхан-ук не делает акцентов на морализаторстве, он устремляется вслед за историей. Лента неоднократно испытывает зрителя на его “границы дозволенного”, обнажая все новые эротические грани и трактовки любви. Здесь, как никогда, уместен тонкий и изящный интим в общей, почти театральной обстановке красоты и аферы.
Фильмы о войне – гнилая ловушка для любого режиссёра. Тем более для Мэла Гибсона с его шлейфом из слухов, дурной славы, взлетов и падений на актерском поприще и приличном перерыве в режиссерской карьере. Возвращаться с темой “маленького человека против системы” да ещё и во времена Второй мировой – серьёзный риск, который мог закончиться провалом и шквалом обвинений в спекуляции на слезливой истории, но финалом стали 10 минут аплодисментов на Венецианском фестивале. “По соображениям совести” – фильм всё же не столько о войне и жестокости, сколько о человеке и о принципе, о готовности сражаться, но не оружием, а собственной верой. Гибсон удачно “повременил” с выходом ленты, выпалив историей о Дезмонде Доссе в эпоху обожания марвеловских супергероев и придуманных персонажей в плащах и масках, чтобы разбавить море “иллюзорных” подвигов каплей реальности.
Вопреки первому впечатлению, “Прибытие” – это не просто лингвистический триллер-загадка. Это способ Дени Вильнёва сойтись в откровенном разговоре с каждым своим зрителем в отдельности. Помимо “космического” ощущения близости неизведанного, “Arrival” даёт другое, гораздо более важное чувство – всё встанет на свои места. Всё будет хорошо, если не здесь и сейчас, то сейчас, но не здесь. Пересечение временных линий не даёт вау-эффекта за счёт скромной и “бледной” визуализации, зато срабатывает лучше кушетки психотерапевта, лучше чашки горячего зелёного чая или бабушкиной колыбельной. Так фильм Вильнёва совершенно неожиданным способом становится чем-то глубоко личным.
Жизнь – это скучно. Кино – это, по расхожему мнению, способ бежать от скуки. Если только скука не возводится автором кино в культ. Патерсон из Патерсона, водитель автобуса и скромный поэт, не хочет никого веселить или развлекать, он с помощью Джармуша впускает зрителя в свою обитель обыденности, такую же, как у вас, у вашей соседки-кошатницы тети Люси, у продавщицы из журнального киоска. “Патерсон” – кино для обывателя, пресыщенного тем, что он видит каждый день, кино простое, честное и мягкое, без подводных камней, но романтичное, приятное, гениальное в крохотных деталях и ироничное. Ироничное даже тем, что лента – обладатель “Ветви пальмовой собаки”, а зритель – обладатель шанса превратить свою, такую же серую жизнь в маленькое приключение, значимое только в масштабах личной вселенной.