Сергей Феофанов рассказывает о самых интересных новых сериалах 2016 года
6 лучших сериалов года
Судебная драма с Биллли Бобом Торнтоном в роли опустившегося адвоката Билли МакБрайда. МакБрайд живет в дешевом отеле у пляжа и ведет дела в баре по соседству. Внезапно ему подворачивается дело о загадочной смерти инженера, работавшего на крупную оружейную компанию. Ситуация осложняется тем, что юридическую помощь компании оказывает крупная адвокатская контора, в которой МакБрайд раньше работал (да что там работал – был одним из ее основателей).
От нового сериала Amazon никто, в общем, не ждал ничего особенного – шоураннеры Дэвид Э. Келли и Джонатан Шапиро не зря заслужили репутацию крепких ремесленников, штампующих сносные, но проходные юридические шоу. Тем не менее, сериал выстрелил – рейтинги хорошие, зрителям понравилось, а Билли Боб взял «Золотой глобус» за лучшую драматическую роль на телевидении. Неудивительно, что боссы Amazon Studios продлили шоу на второй сезон.
«Голиаф» не лишен недостатков – шоу несколько вторично, действие местами провисает, центральную сюжетную линию можно было бы выписать и более тщательно, да и антагонист (демонический Уильям Херт) получился несколько ходульным. Тем не менее, один только прекрасный Торнтон (как ему удается на протяжении многих лет играть одно и то же, не надоедая зрителю, – загадка великая есть) с лихвой компенсирует все дефекты сериала. Добавьте к этому вечную историю о Давиде и Голиафе – и вы получите шоу, которое стоит посмотреть.
В священника из техасского захолустья (Доминик Купер) вселяется Нечто с небес, даруя бедолаге навык дипломатии уровня «Бог». Священник пытается следовать теории малых дел и улучшить жизнь прихожан в конкретно взятом населенном пункте, но ничего не выходит – благие намерения, как это обычно и бывает, ведут прямиком в ад.
Новый проект телеканала AMC, в последнее время сосредоточенного на эксплуатации старых заслуг (к бесконечным «Ходячим мертвецам» добавились приквел Breaking Bad «Лучше звоните Солу» и спин-офф все тех же «Ходячих» Fear the Walking Dead). Здесь же получилась бескомпромиссная и яркая экранизация культовой серии комиксов Гарта Энниса и Стива Диллона, созданная Сэмом Катлином, Сетом Рогеном и Эваном Голдбергом. К «Проповеднику» подбирались уже не раз, но получилось только сейчас – отчасти из-за невезения, отчасти из-за довольно скандального первоисточника (Бог там, например, махнул на все рукой, купил мотыля и поехал на реку рыбачить).
Вышло недурно: весело и изобретательно, с ультранасилием, классными гэгами и колоритом американской глубинки. Добротную, но однообразную игру Купера дополняет отличный второй план (особенно хорош Джозеф Гилган в роли развязного вампира ирландского происхождения). Служителей культа в буквальном смысле слова разрывает на части, а прибывшие на место происшествия ангелы пытаются упаковать сбежавшее с небес существо в банку из-под кофе. В первом сезоне действие порой буксовало, что объясняется общей концепцией сериала – стартовые десять эпизодов собраны из событий, описанных во флэшбеках и бонусных выпусках комикса. Впрочем, и в таком виде получилось хорошо. Ну а второй сезон должен быть еще бодрее.
Финансовая драма о противостоянии прокурора Южного округа Нью-Йорка Чака Роадса (Пол Джаматти) и владельца крупного хедж-фонда Бобби Аксельрода (Дэмиэн Льюис). Шоу приняли на «ура», премьера второго сезона состоялась уже в феврале 2017 года. Этому не приходится удивляться – ребята с Showtime умудрились превратить пресную вроде бы историю о биржевых махинациях в нескучный, неглупый и захватывающий сериал.
«Миллиарды» стартуют с места в карьер (шоу открывается недетской BDSM-сценой) и не теряют заданных в самом начале ритма, темпа и страсти на протяжении всего сезона. Несмотря на обилие разговоров о ценных бумагах (неподготовленного зрителя они могут устрашить, но вообще все достаточно понятно), сериал посвящен вовсе не инсайдерской торговле или современной экономике. «Миллиарды» – это история о сильных людях и их амбициях, о цене успеха и размытой, иногда даже невидимой границе между добром и злом. Да-да, не торопитесь переживать за номинального протагониста, принципиального прокурора Роадса. Он не так уж отличается от своего визави, а порой и вовсе выглядит хуже его. Неслучайно именно Роадс стал участником той самой BDSM-сцены: в личной жизни Аксельрода все очень мило и предсказуемо, миллиардер – примерный семьянин, трогательно любящий свою жену и читающий детям на ночь.
Не подкачал и второй план: Мэгги Сифф и Малин Акерман убедительны в роли сильных женщин, коллеги Аксельрода под руководством Дэвида Костабайла (Гейл Боттикер из Breaking Bad) отвечают за юмористическую часть сериала, у Малачи Вейра классная прическа, и даже архетипический честный служака в исполнении Тоби Леонарда Мура со временем превращается в более интересного и неоднозначного героя. Тем не менее, «Миллиарды» остаются шоу двух актеров – Джамматти и Льюис играют сложных людей со сложными судьбами, и делают это блестяще.
Сериал, созданный главным итальянским режиссером современности Паоло Соррентино на деньги итальянской Sky Atlantic, французского Canal+ и американского медиагиганта HBO. Новым Папой римским становится 47-летний американский кардинал Ленни Белардо (Джуд Лоу). Кардиналы надеются увидеть в нем компромиссную фигуру, но новый понтифик слишком непрост, чтобы быть человеком-вывеской, номинальным и декоративным лидером церкви.
Синопсис «Молодого Папы» наводит на мысли о «Карточном домике», но сериал, конечно, совсем не об этом. Интриг и подковерной борьбы здесь не слишком много, и, в конечном счете, шоу Соррентино оказывается историей не политической, но экзистенциальной. Вот государственный секретарь Святого Престола огорчается из-за очередного поражения футбольного клуба «Наполи», вот героиня Дайан Китон играет в баскетбол, а вот новоиспеченный Папа в своем сне вылезает из груды младенцев, сваленных в кучу на венецианской площади Святого Марка. Лоу общается с кенгуру, цитирует Бродского и произносит речи, играя, вероятно, лучшую и важнейшую роль в своей карьере. Превосходных эпитетов заслуживает и режиссерская работа Соррентино, делающего из «Папы» полноценное произведение искусства, исполненное аудиовизуального совершенства (одни вступительные титры под All Along the Watchtower в обработке британского грайм-исполнителя Devlin можно пересматривать бесконечно).
Со сценарием дело обстоит сложнее, но со временем к медитативному сюжету «Папы» привыкаешь и начинаешь воспринимать его как нечто даже естественное. Переходя от общего к частному, режиссер рассказывает не о власти, богословии или институте католической церкви, а о людях. И о красоте, конечно. Великой красоте Вечного города и человеческой жизни.
Мини-сериал HBO о скромном студенте пакистанского происхождения (Риз Ахмед), который знакомится с очаровательной девушкой, приходит к ней домой, а наутро обнаруживает свою новую знакомую мертвой. Маститый Стивен Зеллиан, написавший целую кучу хороших сценариев («Оскар» за «Список Шиндлера» и три номинации за «Пробуждение», «Банды Нью-Йорка» и Moneyball), переосмыслил британский сериал «Уголовное правосудие» и добавил в свой послужной список еще один отличный проект.
Ничего особенно сложного или удивительного в «Однажды ночью» нет – это просто здорово сделанный многоплановый сериал с прекрасным сценарием, хорошей актерской игрой и качественной постановкой. Роль адвоката средней паршивости, представляющего интересы главного героя в суде, хотели отдать Джеймсу Гандольфини и Роберту Де Ниро, но в итоге ее получил Джон Туртурро, и это было попадание в яблочко – артист сыграл блестяще. Остальной кастинг тоже в порядке – невзрачный поначалу Риз Ахмед убедительно показал эволюцию своего героя, об очередной отличной роли Майкла Кеннета Уильямса и говорить не будем.
В восьми эпизодах The Night Of нашлось место множеству жанров: минималистскому нуару, детективу, судебной драме и тюремной истории воспитания в духе «Пророка» Одиара. В итоге мини-сериал HBO стал дотошным и объективным исследованием системы американского правосудия. Прокуратуру волнует статистика выигранных дел, адвокатам интересны деньги и пиар, пенитенциарная система плодит новых преступников, а единственным человеком посреди этой выжженной пустыни оказывается смешной и нелепый неудачник, страдающий чем-то вроде экземы или дерматита в особо запущенной стадии.
Еще один проект HBO. Сложносочиненный футуристический вестерн с большими актерами, большими бюджетами и большими амбициями, созданный Ноланом-младшим и его супругой Лизой Джой. Десятки хитрых теорий, тысячи смешных картинок, миллионы реплик и комментариев в социальных сетях – Westworld стал, кажется, первым со времен «Игры Престолов» сериалом, вызвавшим такой интерес у публики. Оно и неудивительно: в процессе переосмысления культовой фантастической картины Майкла Крайтона первоисточник превратился в такое, что двумя словами не описать.
Неординарный сеттинг перемешивает классические атрибуты вестерна (черно-белые шляпы, конфедераты, индейцы) с научной фантастикой, а непрямая хронология соседствует с подвешенными на стене ружьями и скелетами в шкафах. И это не аттракцион ради аттракциона – «Мир Дикого Запада» поднимает довольно важные этические проблемы. Несколько наивно и не без левацкой придури (олицетворяющих угнетаемые меньшинства роботов очень уж идеализируют), но уже сама попытка серьезного разговора заслуживает только уважения. Словом, если сравнивать новый флагман HBO с другими сериалами, можно смело констатировать: это решительно ни на что не похоже.
Если же обратить внимание на большой кинематограф, аналог найдется очень быстро. Да-да, имя Джонатана Нолана в титрах неслучайно – Westworld очень похож на фильмы Кристофера Нолана. Со всеми вытекающими достоинствами и недостатками. При этом сериальный формат идет фирменным нолановским фокусам только на пользу – обилие флэшбеков, флэшфорвадов и твистов, порой не очень влезающее в формат полнометражного фильма, идеально попадает в десятичасовой хронометраж.
Еще 8 сериалов, на которые стоит обратить внимание
«Винил» – новый проект Мартина Скорсезе и его давнего соратника Теренса Уинтера (вернее, впрочем, было бы перечислить их в обратном порядке – шоураннером «Винила» был Уинтер), рассказывающее об американской музыкальной индустрии семидесятых годов прошлого века. Бобби Каннавале и Оливия Уайлд, колоритная эпоха, незаезженная тема, громкие имена в титрах и большой стиль, успешно опробованный Уинтером и Скорсезе в «Подпольной империи» – шоу казалось весьма и весьма многообещающим. Тем не менее, успех «Империи» повторить не удалось, и боссы HBO закрыли «Винил» после первого же сезона. Схожая судьба постигла и «Кризис в шести сценах» – первый сериал, снятый Вуди Алленом. «Я не знаю, как я ввязался в это. У меня нет идей, и я не знаю, с чего начать», – заявил он сразу же после подписания контракта с Amazon. Получилось, впрочем, не так плохо, особенно если учесть, что сериалы Аллен снимать, действительно, совсем не умеет. Маэстро вышел из положения с присущим ему шармом – наплевав на законы телевизионной драматургии, Аллен снял еще один свой фильм (не самый удачный, но, в общем, довольно милый) и разрезал его на шесть эпизодов. На второй сезон все это безобразие, разумеется, не продлили.
Скучноватые и перехваленные, но крепкие и, что называется, благонамеренные костюмные драмы британского производства. Смотреть стоит, главным образом, из-за Клер Фой в роли Елизаветы II и Пола Дано, играющего Пьера Безухова. Эпопею Льва Толстого в BBC запихнули в шесть часовых серий (для международного рынка выпустили 8 эпизодов по 45 минут), тогда как «Корону» продлили на второй сезон. Какого черта «Короне» вручили «Золотой глобус» за лучший драматический сериал, до сих пор не очень ясно, но любителям жанра сериал можно рекомендовать смело.
Два научно-фантастических сериала, снятых для Netflix и Hulu. От «Дел» никто ничего особенного не ждал, но получилось хорошо – ностальгическое оммаж-шоу было тепло принято критикой и зрителями, и через месяц с небольшим после премьеры сериал продлили на второй сезон. Секретные правительственные базы, дети с экстраординарными способностями, куча отсылок к масскульту восьмидесятых и жанровым фильмам того времени… Ностальгия все-таки – великая вещь. Премьеру «11.22.63», напротив, ждали многие – не каждый день ведь на экраны выходят экранизации Стивена Кинга с Джеймсом Франко в главной роли. Получилось у Hulu похуже, чем у Netflix. Впрочем, особенно ругать «11.22.63» не за что – несмотря на общую бестолковость, сериал получился симпатичным и атмосферным, а огрехи сценария легко объяснить не самым простым для экранизации первоисточником.
Два плохих сериала, без которых этот материал мог бы обойтись, если бы не итоги того самого «Золотого глобуса». «Историю преступлений» отметили в номинациях «Лучший мини-сериал или телефильм», «Лучшая актриса в мини-сериале» (Сара Полсон). «Администратору» отошли три награды в актерских номинациях («Глобусы» получили Том Хиддлстон, Хью Лори и Оливия Колман). На деле же «Лучший мини-сериал или телефильм» оказался скучным и тягомотным шоу с чудовищным Гудингом-младшим в роли О. Джей Симпсона. О «Ночном администраторе» и говорить нечего – Сюзанна Бир превратила и без того не лучшее произведение ле Карре в какую-то жуткую сахарную вату. Приличный книжный финал превратили в идеалистическое черт-знает-что, Хью Лори в очередной раз сыграл доктора Хауса, а сериал в целом стал худшей экранизацией ле Карре в истории человечества. Впрочем, публике и критике оба проекта, скорее, понравились, так что, наверное, это я чего-то в этой жизни не понял.