Всё, что вы хотели знать о сексе и налогах (Spies & Glistrup), 2013, Кристоффер Боэ, рецензия
Анна Дедова про новый фильм Кристофера Боэ из которого торчат кустистые брови Мартина Скорцезе.
Где-то на просторах Дании пару десятилетий назад рвется на проводы в последний путь своего друга Спайса обрюзгший нелепый мужичонка Гилструп. Нет, героев не связывали годы запретной реконструированной связи, хоть режиссером их биографии стал Кристоф Боэ. Эти двое – Спайс и Гилструп, парочка авантюристов, лихо добавивших в медменовские по-европейски 60-е годы секса и наркотиков в саму Неизбежность – налогообложение. Их дружба начнется с настольной теннисной партии на случайной вечеринке, пройдет сквозь медвежью клетку с эрегированным членом наготове и закончится, как водится в больших политиках и бизнесах, предательством и тюрьмой.
В итоге жанрово фильм лучше всего удается режиссеру именно как байопик, но, пожалуй, мало найдется на свете зрителей – поклонников чартерных рейсов, налогообложения и потрясающе уродующего грима одновременно.
«Все, что вы хотели…» – картина парадоксально интересная, хотя, казалось бы, скучнее просмотра истории создания туристической компании или политической партии в Дании может быть только сам процесс перенесения ее на экран. Удивительно, что, несмотря на торчащие из сюжета кустистые скорсезовские брови с Уолл-Стрит, драматургией характеров картина больше напоминает его же роговые авиаторские очки. Да, Спайс, фонтанирующий здесь деньгами, вовсю использует недостатки финансовых систем для профита себя любимого, но делает это не столько из-за страсти к обогащению, сколько из-за общей эксцентричности. Зарабатывать миллионы и тратить их на нескончаемые шеренги сосков и кое-чего пониже всех оттенков – это занятие примерно из той же категории придурочности, что и отращивать бороду по канонам Маркса или заигрывать с молодой женой при помощи рецептов приготовления соленых огурчиков. Там, где герои «Волка с Уолл-Стрит» стараются замаскировать комплекс неполноценности из детства в трейлерном парке, Спайс, наоборот, вовсю кичится манией величия just because he can. Там, где за океаном смысловым центром повествования так и остается предсказуемая гедонистическая вседозволенность сколачивателей больших барышей, в Европе увлечение кокаиновыми понюшками Спайса – всего лишь способ привлечь внимание к прячущимся в омуте чертям Гилструпа. Ведь действительно, никогда не знаешь, за какими однообразными буднями, за какими кривыми зубами или засаленной плешью скрывается мировоззрение анархиста, единственным пунктом предвыборной программы которого будет распустить весь государственный аппарат, а вместо содержания действующей армии наговорить на автоответчик сообщение «Мы сдаемся».
Но, к сожалению, картина, блуждая между общественной сатирой и серьезным высказыванием, так и не находит себе приюта ни в том, ни в другом месте. Для ироничных «как бы» реальных событий в ней слишком много политики и информации в стиле газетной хроники, для выдерживания не фактов, но духа эпохи маловато примет времени (хотя кто его знает, какая она, Дания 60-х). Антураж же воссоздается (то ли из-за лени, то ли из-за бюджета) не массовками или декорациями, а мелькающими лишь иногда фотографиями тех лет. В итоге жанрово фильм лучше всего удается режиссеру именно как байопик, но, пожалуй, мало найдется на свете зрителей – поклонников чартерных рейсов, налогообложения и потрясающе уродующего грима одновременно.