Эрик Шургот рассказывает о реслинг-сериале Lucha Underground
Вместо предисловия: Данный обзор писался так, чтобы быть понятным зрителю, минимально знакомому с культурой реслинга, а потому в нем старательно чураются всякого сленга и профессиональных терминов. Но что такое кейфеб, планча и джоббер автор этих строк знает, вы уж поверьте.
Реслинг – популярное преимущественно в США, Японии и Мексике, спортивное шоу. Постановочные схватки на ринге, совмещающие в себе невероятные трюки, яркие образы исполнителей и захватывающие сюжеты позволили реслингу укорениться в числе традиционных американских забав, а количество адептов этого спортивного развлечения в Японии неизменно увеличивается год от года. Отечественный же зрелый зритель скорее всего помнит лишь выходивших на ТНТ «Титанов реслинга с Николаем Фоменко», представлявших собой обрезки еженедельников от крупнейших промоушенов США того времени. Молодежь же вполне вероятно натыкалась на реслинг на канале «2х2», где парочка комментаторов нарочно несет отборную дичь, коверкает слова и являет миру натурально орочий акцент (неужели это кто-то реально смотрит?) Однако главным гигантом индустрии, компанией World Wrestling Entertainment, с которой в основном и знаком казуальный зритель, мир реслинга не ограничивается. Существуют десятки всевозможных инди-промоушенов разной степени профессионализма, колесящих по городам Америки и Европы с собственными шоу. А в 2014 году Марк Бёрнетт и Роберт Родригес запустили на телеканале «El Rey Network» реслинг шоу для испаноязычной публики и не только, получившее название «Lucha Underground». На данный момент выпущено два полноценных сезона, а вторая половина третьего стартует на ТВ уже совсем. Попробуем разобраться, что же такое «LU» и стоит ли это смотреть.
Плюс первый: реслинг как сериал
Сейчас уже ни для кого не секрет, что вся индустрия реслинга строится на постановочном, заранее продуманном шоу, где даже самые неожиданные события и отступления от привычных ролей чаще всего прописаны в сценарии. Создатели «LU» пошли еще дальше, они превратили свое шоу в подобие сериала, где каждой схватке на ринге предшествует кинематографическая вставка. Каждый исполнитель играет отведенную ему роль – приспешник руководства, коп под прикрытием, серийный убийца в маске и даже оживший мертвец. Герои «LU» могут запросто «умереть» (именно таким образом обыгрывался уход нескольких человек из промоушена), а могут запросто «воскреснуть» или проиграть на ринге из-за вмешательства магических сил. Подобные фантастические допущения позволяют сценаристам «LU» забыть об ограничениях мнимой реалистичности и прописывать действительно интересные и неожиданные сюжетные повороты. Наконец, качество картинки находится на высоте, какой только можно достичь, имея не самые космические бюджеты. И речь совсем не о художественных вставках, они-то вполне в духе среднестатистического дешевого шоу. Сама работа на ринге демонстрируется едва ли не профессиональнее, чем в WWE. Несколько одновременно снимающих камер, включая вертикальную съемку с потолка, записывают шоу, которое потом собирается в напряженный экшен благодаря профессиональному монтажу.
Плюс второй: качество матчей
Весной 2015 года одну из главных на тот момент звезд «WWE», крупнейшей федерации реслинга, Сета Роллинса лишили коронного приема Curb stomp. Боссы компании не слишком внятно объяснили запрет довольно безобидного приема, суть которого заключается в том, что исполнитель как будто бы наступает оппоненту ногой на затылок и впечатывает его лицом в ринг, мнимой травмоопасностью и сослались на предъявленные им судебные иски от домохозяек, чьи отроки, играя в реслинг, поздоровались передними зубами с асфальтом. Логично, что крупная компания старается всячески огородить себя от убытков, но это не отменяет тот факт, что у прекрасного исполнителя отобрали не только узнаваемую фишку, но и, фактически, вычеркнули из истории его наследие. Ведь практически все ключевые победы Роллинса так или иначе связаны с этим трюком – рестлер не просто каскадер, он своего рода актер ограниченного амплуа, чем имидж сильно зависит от деталей. К чему все это? Да к тому, что уровень рестлинга в крупнейшей федерации мира за последние годы сильно просел и виной тому пресловутые перестраховки руководства и попытка соответствовать детскому рейтингу. Настоящий, жесткий шут-рестлинг, какой исповедуют, например, в Японии, постепенно пропадает с больших экранов. И в этом плане «LU» для некоторых «тру» фанатов оного зрелища стал настоящей отдушиной. Приемы тут ограничены лишь банальным здравым смыслом – увидеть на ТВ такое количество трюков, полетов с третьего каната и максимально реалистичных приемов больше попросту негде. Разумеется, откровенно отмороженного хардкора тут нет, но разбитые об головы флуоресцентные лампы вполне в порядке вещей.
Плюс третий: Экзотика и атмосферность
Мексиканский стиль «луча либре» отличается от более близкого к борьбе американского реслинга в первую очередь головокружительными трюками, с большим акцентом на прыжки. Так именно из мексиканской школы пришло ставшее уже привычным выпрыгивание из-за канатов на стоящего за пределами ринга противника. Есть и еще одно отличие – реслинг в Мексике сродни мистическому шоу, а все вовлеченные в процесс люди старательно поддерживают устоявшуюся мифологию. Типичный лучадор – воин в маске, настоящая личность которого вполне может скрываться в целях поддержания легенды. Сама маска – предмет сакральный. Это может быть древняя маска ацтеков или предмет, полученный от колдуна и даже демона. Лишиться маски для лучадора настоящий позор, существует даже отдельный тип матчей, отличающийся особой драматичностью, где на кону стоит маска или волосы борца. Надо ли говорить, что в подобной культуре за годы её становления появилось огромное множество уникальных и запоминающихся образов? Воин-ягуар, дракон, безумный клоун, восставший из ада демон – у каждого своя маска, своя история и свой сюжет. Однако в штатах в последние годы заметно ослабла мода на фриков, и рестлеров, выходящих на ринг в необычных костюмах становится все меньше. Шоу от «El Rey Network» – настоящая находка для фанатов «ряженых» и возможность увидеть звезд мексиканской федерации «AAA» на качественной картинке.
Минус первый: хронометраж и разбросанность сюжетов по сериям
Формат сериала имеет и существенный недостаток. В погоне за разнообразием, авторы «LU» наплодили множество образов и противостояний, уместить которые в один часовой выпуск невозможно. Иные сюжетные арки прерываются на два, а то и три выпуска шоу, ограничиваясь в лучшем случае напоминанием в виде промо ролика или художественного сегмента. Да что там, в короткой истории «LU» бывали случаи, когда ключевые сюжетные линии прерывались на один-два выпуска. И чем больше появлялось персонажей и связей между ними, тем сложнее зрителю становилось ориентироваться «who is who». Подвели сценаристов и долгие сюжетные подводки, превращавшиеся из интриги в какую-то назойливость, кою уже и не ждут. Яркий пример – появление уничтожителя Монстра Матанзы, серийного убийцы, которого родной брат владелец храма реслинга держит в подвале в железной клетке. Роликами с этим подвалом, где невидимое нечто злобно сопит, пугает и даже кого-то убивает, зрителя кормили половину первого сезона, тогда как сам персонаж появился лишь ближе к середине второго.
Минус второй: спойлеры
«LU» сериал, а значит снимается заранее. Несмотря на то, что в студии на матчах присутствуют по большей части самые преданные фанаты реслинга, информация о результатах мгновенно разлетается по сети. Шутка ли, но англоязычная википедия за полгода до выхода сезона на экраны предлагает полный список титульных смен. А ведь именно эффект неожиданности украшает реслинг в целом и «LU» в частности. Постановочные бои хороши, пока создается ощущение реальности происходящего. Когда же заранее знаешь, кто выйдет победителем, интерес к зрелищу падает. И никакие прыжки на ринг из-под потолка студии не спасут от скуки – на сумасшедшую технику залипают в основном новички, но, чтобы удержать аудиторию, необходимо давать ей интригу. Зритель должен болеть за своего любимчика, как в настоящем спорте, а если он знает, что того гарантированно вынесут, интерес к просмотру угасает.
Минус третий: кадровая проблема
По сути «LU» аффилирована с мексиканской федерацией «AAA» и подавляющая часть местных исполнителей выступают в Мексике. Поэтому ростер тут полностью зависит от ростера «AAA», и если рестлер уходит оттуда, то и в «LU» появляться перестает. Причем уход в ту же «WWE» означает стопроцентное выпадение из обоймы, ведь условия контрактов и графики работы в крупнейшей реслинг-конторе мира просто не позволяют выступать где-то еще. Ярким примером такого ухода стал отъезд популярного в испаноязычной среде фанатов Альберто Дель Рио (Эль Патрон), которого «WWE» вдруг решили вернуть в свое шоу. В итоге в «LU» на ровном месте прервалась целая сюжетная линия, благо, это произошло в конце сезона. Но одно дело уход стареющей легенды, другое – топовых лидеров ростера. После третьего сезона компанию покинули сразу два любимца публики – брутальная феминистка Секси Стар и один из самых техничных рестлеров мира Рикошет, известный в «LU» под именем Принц Пума. Под большим вопросом так же участие в четвертом сезоне отмороженного Пентагона младшего, чей мерч раскупался лучше прочего, а фирменный знак украшал постер третьего сезона. Пикантности добавляет тот факт, что Пентагон, если верить спойлерам, начало нового сезона должен встретить в качестве чемпиона федерации и, если он захочет с концами уехать в Японию, придется импровизировать, выдумывая нелепый сюжетный поворот. Компания вполне может лишиться и главной мексиканской звезды Рея Мистерио, которому прочат возращение в «WWE», где нужно срочно поднимать престиж дивизиона полутяжей. А вот новых лиц на горизонте пока не видно, многие сюжеты уже исчерпали себя, нужна новая кровь и свежие идеи. У «Lucha Underground» впереди не самые легкие времена, ведь даже объективно лучший первый сезон суммарно по количеству просмотров сильно уступал одной серии самого дешевого и богом забытого сериала, вроде «Сонной лощины». Ребята с «El Rey Network» создали во всех смыслах уникальный и классный продукт, но вот с его поддержкой пока что возникают серьезные трудности.