Антон Фомочкин и Полина Глухова заканчивают рассказ о Московском международном кинофестивале. В седьмом выпуске дневников: фильм о бодибилдинге и материнстве, картина Херцога о Горбачеве и Омар Си в Сенегале
Звезда (по совместительству актер, писатель и просто Омар Си в традиционной роли самого себя) возвращается на родину, в Сенегал. Злостная бывшая супруга не отдает на каникулы общего ребенка. Но понять что-то об отцовстве ему поможет встреча с Яо, имя которого переводится как «четверг». Мальчик сбегает из своей бедной деревушки, отправившись на встречу с читателями героя. Его книга трогательно сшита, ее сжевала коза, потому на месте недостающих фрагментов – написанные от руки по памяти кусочки. Сердце дрогнуло, теперь вместе они пускаются в отчаянное путешествие, чтобы доставить находчивого ребенка домой.
Встречается на фестивале и предельно честное зрительское кино, лишенное каких либо претензий. С предельно внятным месседжем о необходимости возвращаться к корням и их не забывать. Примерно об этом был якутский конкурсный «Надо мною солнце не садится», но разница художественных уровней между ними соразмерна, наверное, суше и морским глубинам, о которых писал Жюль Верн (произведения которого не читал персонаж Омара Си). Снят «Яо» на манер «Тимбукту» Абдерахмана Сисако – фильм смакует красоты, одиночество деревьев, морские берега и естественную фактуру лиц. Звезда «1+1» обаятельно улыбается во все тридцать два, танцует и дает немного противящегося обстановке «баунти», забывшего родной язык. Но за кажущимся популизмом, беспроигрышностью темы кроется искренняя любовь и честность, вера в эту простую идею. Писатель проходит мистические обряды, чувствует отцовский зов (мальчик держится в кадре удивительно естественно) и в этом не чувствуется лжи. Картина продумана, хоть и не хватает с неба звезд, как исписанная и изрисованная тетрадь, подаренная на прощание заезжей знаменитости.
Монтажный конструктор из трех интервью с последним генеральным секретарем Советского Союза.
Бурная реакция, спровоцированная личным отношением к центральной фигуре фильма, заглушала порой нарратив, по залу несся злобный ропот, а после показа можно было натолкнуться на взбесившихся женщин, проводивших аналогию с Иудой (30 серебренников они приравнивали к деньгам Ротшильда). На экране негатива не было: Херцог влюбленными глазами взирает на своего собеседника в глубоких летах (88 лет) и внимает его немного путанным речам. С чем связано такое отношение? Пособничество уничтожению Берлинской стены. Вообще, родившийся в «Богом забытом месте» будущий лидер, определявший поломку комбайна по звуку, представлен умелым начальником в вопросах внешней политики. Апогеем становится сцена, где издалека запечатлен повтор туристами сцены рукопожатия Горбачева с Рейганом в Рейкьявике. Сделана картина ловко, Херцог местами комичен, отыгрывая тему смерти трех генсеков за короткий срок или фиксируя сюжет о прикармливании слизней в венгерских новостях. И как взгляд со стороны это примечательное эссе о том, как выглядел развал Союза в глазах иностранца. Собеседника своего режиссер пробить не способен. Точечные вопросы – общие короткие ответы. Потому ближе к финалу Херцог обращается к другому документальному материалу, ленте Виталия Манского, где, наверное, можно увидеть настоящего Горбачева. Для церемонии закрытия жест красивый. Это качественный, но телевизионный проект для канала History. Хорошо это или плохо – можно дискутировать, но до особых глубин кино не добирается.
Молчание одного человека отличается от молчания другого, и не произносить одно имя не то же самое, что не произносить другое
Роберто Хуаррос
70-е. Странная, неприятная встреча в вечернем кафе наделала много шуму. Парень, «хиппи», который вовсе на хиппи не похож, спускает свою обиду на местного уважаемого адвоката Клаудио. Клаудио себя защищает и доводит несчастного до прилюдного срыва. «Гармония – у тебя нет такой опции». Парень покидает кафе. Клаудио остаётся.
После ужина с красавицей женой, Клаудио попадётся на мушку «хиппи», но не пострадает. Напротив, события этого вечера заставят пойти Клаудио на бессистемное, необъяснимое преступление. С той поры бытность вокруг обрастает таинственностью, а в душе Клаудио поселяется красное, расползающееся пятно. Гармония становится недоступной опцией. Красный ползёт, проникает во всё вокруг. Затмение, а тайное должно стать явным.
Жемчужина неправильной формы – Леа Перл – готовится к важным соревнованиям по бодибилдингу. Она сконструировала своё тело до миллиметра (стареющий победитель Эл ей в этом помог), её тело – это и есть Леа Перл.
В решающий момент в мир блёсток, страз, акрила, анаболиков, автозагара и спонсорства прилетает супергерой. А точнее, его привозят на машине, где супергерой живёт со своим папой. Очаровательный и грустный мальчик в костюме человека-паука, Джозеф, становится для Перл реальной проблемой – само его присутствие напоминает, кажется, всем, что существует не только боди, но и соул. Мальчик тонкий, беззащитный, но бесстрашный – его присутствие бередит раны того и другого героя, а главное – Лею. За толстой кожей, за грудой белка, где только один кубик воды, скрывается «mommy».
Именно появление родной крохотной души в стенах роскошного отеля приводит Лею к настоящей, не выжатой улыбке победителя.