По опыту многочисленных «Поворотов не туда» можно без тени сомнения утверждать, что маньяки хранят в душе тайную любовь к беспечным туристам. Но этот убийца особенный. Отец «Тени», Федерико Зампольоне, по совместительству фронтмен итальянской рок-группы, вложил в свое детище сюрреалистичные и мрачные мотивы тяжелой музыки, наградив главного антагониста чудовищно-притягательной внешностью. Пугающе худой, харизматичный, мимикой похожий на рептилию маньяк изощренно пытает жертв, попавшихся в его ловушку. Между делом облизывает ядовитую жабу и ухмыляется. А довершает эту фантасмагорию претензионная, внезапная концовка, ставящая жирную точку в одновременно страшной и грустной истории.
Докьюментари в мире хоррора – это почти как маленькое черное платье в женском гардеробе. Must have. Псевдореалистичные истории чаще всего связаны со спонтанным движением мебели в доме или психбольнице, что объясняется присутствием в помещении сущности или астрального тела злобного духа. Так что, вспоминая о докьюментари, вам скорее всего порекомендуют «Ведьму из блэр», «Паранормальное явление» или «Искателей могил» – изъеденная до дыр классика своего времени. Барри Левинсон же предлагает новый формат истории, устрашающе близкий к нашей с вами жизни. Существование привидений еще необходимо научно доказать, а вот паразиты будут процветать всегда: именно они и портят очередной пышный фестиваль в Чесапикском заливе, превращая привычное празднество в кошмарную трагедию, воспоминания о которой остались лишь на обрывочных пленках, заснятых туристами и журналистами. Словом, привет из двадцать первого века, где настоящая угроза таится в проблемах экологии. Фильм получился на удивление интригующий, динамично развивающийся и откровенно мерзкий. Грамотное поэтапное описание биологической катастрофы, следы которой, как и всегда, замяли вездесущие люди в черных костюмах.
Сказку про зубную фею знают все от мала до велика: сколько волнений в детстве приходилось испытать, прежде чем выпавший зуб не без помощи волшебной хитрости родителей превращался в блестящую монетку под подушкой. Однако Кристиан Бисчелья предлагает посмотреть на эту историю под другим углом. И его версия, следует признаться, по-настоящему кошмарна. Не будь «Фея» всего лишь одним из еврохорроров с малоизвестными актерами, возможно, она бы уже давно была на слуху. Картина обладает почти идеальными ингредиентами успешного фильма ужасов: стремительно развивающийся сюжет, зловещий саундтрек, обилие пугающих сцен и великолепный грим. И пусть потенциального зрителя не пугает тот факт, что рассказ пойдет о переезде мамы и ее прелестной дочурки в новую квартиру – банальных скрипов и стонов в «Фее» не замечено, только пугающая сказка с неожиданной развязкой.
Пока Харрисон Форд покоряет королевство хрустального черепа, его очаровательная жена, Калиста Флокхарт, ведет отчаянную борьбу с призраком больницы «Мерси Фолз». «Хрупкость» – потрясающая, нежная и очень чувственная история, прошитая черной нитью страха и боли. Жауме Балагуэро воплотил свою фантазию о «механической девочке», пугавшей детей, на туманных островах Великобритании, придав фильму уникальную мистическую нотку. «Хрупкость» несомненно приятна глазу, выполнена в светлой пастельной гамме, а потому успешно расслабляет зрителя перед серией атак с того света. Над обликом злодейки гримеры потрудились на славу, так что насыщенные ночные кошмары обеспечены каждому любителю испытать свою нервную систему на прочность.
«Гробница» – обманчивый феномен канадского хоррора. Ничего не обещающая, поначалу скучно развивающаяся история приводит молодых и наивных журналистов в глушь, где они обнаруживают статую в тумане. Однако монотонной и местами банальной ленте стоит дать шанс, как следует размявшись, она окунает зрителя в долгожданный мир ужаса. Девушки, увидевшие злосчастную статую, оказываются пленницами религиозных фанатиков, которые до смерти напуганы случившимся и торопятся организовать обряд жертвоприношения. Впрочем, поклонники кровавого культа перестают казаться героям сумасшедшими, когда с журналистками происходят необъяснимые метаморфозы. «Гробница» пленит своей неподдельной атмосферой преследования и довольно жуткими сущностями, внезапно появляющимися в кадре, но надолго остающимися в укромных уголках подсознания.
Источниками эпидемий чаще всего являются злобные вирусы, прячущиеся в пробирках. К подобной схеме зритель привык еще со времен «Обители зла», когда целую армию зомби породила всего одна разбитая стекляшка. «Понтипул» предлагает альтернативный вариант развития событий, куда более сюрреалистичный и интересный. Сидни, Лорэл и Грант работают на небольшой радиостанции в маленьком, но дружном городке, рассказывают людям истории и обсуждают свежие новости. Однако этим морозным утром к ним поступают многочисленные странные сообщения о происшествиях в Понтипуле, которые связаны с развитием новой эпидемии. Пытаясь выяснить, что служит рассадником заразы, протагонисты приходят к выводу, что всему виной английский язык, а как бороться с такой болезнью – новая загадка для человечества.
Французы- народ, который может даже лягушек превратить в деликатес, во всем умудряются найти красоту и эстетику, даже в концентрированном страхе. Эта история тому достойное подтверждение. Главная героиня, Люси, нуждается в деньгах, а потому без тени сомнения соглашается на работу сиделки. Одна из ее подопечных умопомрачительно богата, что не дает покоя девушке. Комотозникам деньги ни к чему, а вот в мире живых без них приходится худо. Однако, по закону мышеловки, несметные сокровища оказываются лишь приманкой в хитроумной ловушке. «Мертвенно-бледный» – фильм, который способен не только напугать, но и приятно удивить. Многие сценки даже вне контекста похожи на законченные произведения искусства в жанре пугающего абсурда – окровавленные балерины, оживающие куклы и звери, жуткая старуха в белом балахоне и многие другие прелести из мира нечистой силы.
Австриец Марвин Крен предлагает искать истинный ужас в Альпах, где один из ученых с климатической станции обнаруживает феноменальный ледник багрового цвета. Первым от находки страдает шоколадный лабрадор, любопытства ради исследовавший новую местность. Следом за ним заболевают и другие животные, начиная стремительно мутировать в нечто иное. В специфичности «Кровавому леднику» не откажешь: история одновременно трогательная и пугающая, что немного сбивает с толку. Сценаристы даже предлагают зрителю короткую экскурсию в архисложные отношения главных героев, чтобы накалить обстановку и добавить фильму нотку трагичности. Австрийский хоррор отдаленно напоминает излюбленное поклонниками жанра «Нечто», местами повторяет мотивы «Чужих», но от этого ничего не теряет, а даже выигрывает, перенося хорошо известные приемы и сюжетные повороты в новую плоскость ужасов.
Одинокая ферма в угрюмой и дождливой Ирландии – последнее место на планете, о котором вспомнит человек, придумывающий страшную историю. Тем не менее, Билли О’Брайан сделал ставку именно на эту локацию и не прогадал. Полуразрушенное здание, депрессивно мычащие коровы и конкретный трэш, творящийся под носом у несчастного главного героя, который предпринял отчаянную попытку бороться с нищетой и разрешил ставить на своих коровах генетические эксперименты. Заболевшие животные становятся рассадниками крайне плодовитых паразитов, отличающихся к тому же непомерными аппетитами и с удовольствием поглощающими всех обитателей фермы. При этом название фильма говорит само за себя – атмосфера изоляции передана безупречно, пожалуй, именно она и является ключевым устрашающим фактором в ленте. Почти все события происходят в мерцающей полутьме, в непроходимой глуши, а потому ощущение безысходности возрастает в геометрической прогрессии.
Месть подают холодной не просто так: приготовление блюда занимает такое количество времени, что оно остывает само по себе. Поклонники ревендж-фильмов получат истинное удовольствие от «Замученного» – гремучего коктейля из изощренных пыток и издевательств. Жизнь молодой семейной пары превращается в седьмой круг ада, когда их любимое чадо похищает и убивает беспощадный маньяк. Однако ни один убитый горем родитель не удовлетворится наказанием в виде тюремного заключения для чудовища, мучившего их сына. В порыве ярости герои решаются похитить заключенного и предать его честному, по их мнению, суду. Расправа эта вышла не менее эффектной, чем в нашумевшем «Я плюю на ваши могилы», а, возможно, даже более зрелищной и напряженной. С самых первых кадров «Замученный» буквально «электризует» воздух перед долгожданной кровавой разрядкой, которая вряд ли оставит зрителя равнодушным.
Безбашенные компании смогут найти смерть, где угодно. Даже в сауне. Волею несчастного случая молодые ребята оказываются запертыми в адском пекле, без возможности позвать на помощь или хотя бы понизить температуру. Счет идет на минуты, с каждым градусом герои все ближе к неминуемой смерти. «247 градусов по Фаренгейту» – это весьма оригинальная и запутанная история, попытка сказать новое слово в жанре ужасов. Особого разнообразия сценаристам добиться не удалось – их персонажи закрыты в маленькой комнатушке, где угроза всего одна, да и та проявляется лишь в стремительно выступающих на эпителии капельках пота, однако наблюдать за происходящим все равно интересно. Чем ближе к реальности, тем страшнее.
Читайте также:
O tempora! O horrors!, часть вторая
O tempora! O horrors!, часть третья
O tempora! O horrors!, постскриптум