Анти-Шонибуде-лизм
Зверополис (Zootopia), Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш, 2015
Глеб Тимофеев рецензирует “Зверополис”.
Джуди Хопс – кролик с острым чувством справедливости – выращиванию морковки в сельском захолустье, по семейной традиции, предпочитает тяготы полицейской службы в Метрополии – Зверополисе, где животные всех видов и размеров живут в гармонии и согласии. Наивные мечты об изменении мира к лучшему разбиваются о видовые стереотипы, и вместо расследования дела о пропаже полутора десятков хищников, которым занимается все управление, юную выпускницу (с отличием!) полицейской академии ждет соответсвующая кролику безопасная задача штрафования нарушителей парковки. Но цепь случайностей и расовая пропаганда приводят к тому, что Джуди и ее напарник поневоле, лис-мошенник Ник становятся ключевыми фигурами на криминальной и политической арене…
“Зверополис”, рецензия
Мультяшные принцессы (а крольчиха Хопс – одна из них, как и практически любой диснеевский женский персонаж) – всегда ролевые модели, зачастую одномерные, и в последнее время настолько демонстративно независимые и выходящие за рамки консервативно-традиционных гендерных ролей, что их впору использовать в качестве знамени различным общественным движениям. К чести Джуди – в ней нет этого борцунства за права «травоядных_или_подчеркните_нужное_меньшинство», только чистое и честное желание заниматься тем, к чему лежит душа. К чести «Зверополиса» – это отличная демонстрация, что солдату Джейн никто не должен априори, за исключением феминисток, пока она не доказала собственную крутость. К чести «Диснея» – метафору «травоядные-хищники», показывающую силу барьеров не юридических, но психологических, можно удачно применить и практически к любому современному контексту, от расового или гендерного до космополитичного и гастрономического. И детям весело – на местных айфонах морковки, хулиганы перебираются в честный малый бизнес, слоновье эскимо – материал для оптового снабжения хомячков мороженками поменьше, et cetera, et cetera. И тем, кто постарше, прикольно наблюдать за достаточно неожиданным и смелым, хоть и привычным по реальному миру, заявлением – нет никого более наглого, чем давным-давно несправедливо обиженные.
К чести «Зверополиса» – это отличная демонстрация, что солдату Джейн никто не должен априори, за исключением феминисток, пока она не доказала собственную крутость. К чести «Диснея» – метафору «травоядные-хищники», показывающую силу барьеров не юридических, но психологических, можно удачно применить и практически к любому современному контексту, от расового или гендерного до космополитичного и гастрономического.
Вообще же, почти нереально удержаться от разговоров о международном положении и глубокомысленных спекуляций о различных большинствах и меньшинствах. Однако же сила истории про первую девушку-полицейского (кстати, обратите внимание, кто занимает руководящие посты) в том, что стереотипов избежать невозможно, это, если угодно, наша природа, главное – уметь их преодолеть. А еще важнее – не сорваться в обратные крайности. И до тех пор, пока отдельные бараны требуют полихромного «Оскара», или выражают недовольство узорами на футболках, или не дают чрезвычайно оскорбительных сарделек к пиву и одевают белокурых бундесдевочек в жаркие автомобильные чехлы с прорезями для глаз – это значит, что у зверей есть, чему поучиться. По крайней мере, у некоторых зверей.