//Премьера: “Yesterday” Дэнни Бойла

Премьера: “Yesterday” Дэнни Бойла

Hey dude, don’t be afraid

Yesterday, 2019, Дэнни Бойл

Дмитрий Котов подпевает песням The Beatles в музыкальной комедии Дэнни Бойла

Лишь в самых отдаленных уголках планеты найдутся дикари, никогда не слышавшие о группе «Битлз». Музыкально-романтическая комедия Дэнни Бойла, снятая по рассказу Джека Барта и Ричарда Кёртиса и озаглавленная в честь одной из самых знаковых композиций в истории, предлагает пофантазировать о том, что было бы, если бы дела обстояли с точностью до наоборот. Молодой неудачливый музыкант Джек Малик, подрабатывающий на складе оптового магазина в небольшом прибрежном английском городке в Суффолке, без особого успеха пытается завоевать сердца публики песнями собственного сочинения. Друзья хвалят его коронную Summer Song, исполненную на рок-фестивале в полупустом шатре, но всем ясно, что роскошными перспективами и звездной славой тут и не пахнет. Положение вещей меняется по воле странного случая: электричество во всем мире отключается на десять секунд, а недотепа Джек в этот момент попадает на своем велике под автобус, в результате чего теряет густую бороду и два передних зуба, зато сохраняет нечто гораздо более ценное — память о The Beatles. Очнувшись на больничной койке и пообщавшись с Элли — своей подругой и по совместительству менеджером и личным водителем, — парень чует неладное. «Гугл» по запросу the beatles выдает фото насекомых и горбатых «фольксвагенов», а строчка johh paul george ringo открывает ссылку на Папу Иоанна Павла II. Вот так дела: все забыли о существовании «Битлз»! Все, кроме Джека.

Кадр из фильма Yesterday

Оригинальная идея и незатейливая завязка — приемлемое сочетание для легкого и веселого жанра, в котором снят Yesterday. Да и мог бы быть тяжеловесным, хмурым и безэмоциональным фильм, построенный на хитах «битлов»? Навряд ли. Вообще, учитывая несерьезность задумки и отсутствие звездного каста, ставка продюсеров была сделана на имена главных творцов проекта — без преувеличения столпов и символов британского кинематографа. Дэнни Бойл не только мастерски владеет киноязыком, но и способен создавать красочное шоу, в чем нет сомнений после «Миллионера из трущоб» и церемонии открытия «Олимпиады-2012» в Лондоне. В то же время ленты Ричарда Кёртиса обладают своим неповторимым романтическим флером и душевной иронией, будь то «Реальная любовь» или «Ноттинг Хилл». Всё это, в той или иной степени, заметно и здесь. Однако для блестящего постановщика Бойла и опытного сценариста Кёртиса Yesterday — довольно проходная работа, лишенная сюжетной объемности, изысканности и витиеватости. Впрочем, кино, при всей своей простоте, подкупает искренностью, юмором и мелодичной легкостью. И это во многом заслуга неземной магии песен ливерпульской четверки. Они интуитивно понятны, узнаваемы и любимы во всем мире, настолько, что их трудно было бы испортить даже посредственным исполнением. Но каверы Химеша Пателя в картине Бойла более чем удачны и способны принести эстетическое удовольствие не только меломанам и фанатам «битлов».

Молодой англичанин индийского происхождения не был самым очевидным претендентом на главную роль. Он известен разве что поклонникам сериала «Жители Ист-Энда», о котором мало кто слышал в России. Однако Бойл искал человека с подходящим балансом актерских и музыкальных навыков. В итоге роль Пателя сложно назвать выдающейся, однако песни «Битлз» в его исполнении получили свежее и интересное звучание. Бережное отношение к исходному материалу позволило Химешу привнести в нетленную классику нечто личное и индивидуальное ровно настолько, насколько это было необходимо. Более того, последовательность и контекст отобранных для фильма композиций — не случайность. Многие из них, «заигранные» с благословения Пола и Ринго, звучат именно в тот момент, когда они более всего уместны: например, Help! и All You Need Is Love отражают внутренние переживания героя на конкретных сюжетных витках. Кстати, выступления записывались вживую во время съемок, в реальном времени, и это жирный плюс Бойлу и его команде. Конечно, если придираться, нельзя будет не отметить фантастичность самого процесса «воскрешения» забытой музыки. Хватило бы у Джека таланта и памяти, чтобы воспроизвести значительную часть творчества «битлов» с такой точностью, а главное — в одиночку? Смог бы он добиться такого успеха, сольно заменив четырех непревзойденных гениев, написавших одну из ключевых глав в истории музыки и повлиявших на вектор развития человечества?.. В связи с этим слегка наивным выглядит то, как упорно герой пытается вспомнить далеко не самые малоизвестные тексты и выяснить, чем занималась в церкви Элинор Ригби и чем примечательна ливерпульская улица Пенни-Лейн.

Для блестящего постановщика Бойла и опытного сценариста Кёртиса Yesterday — довольно проходная работа, лишенная сюжетной объемности, изысканности и витиеватости. Впрочем, кино, при всей своей простоте, подкупает искренностью, юмором и мелодичной легкостью

Есть в картине и талантливая суперзвезда Эд Ширан, весьма органично вписавшийся в роль самого себя, и Лили Джеймс, заслужившая статус «души фильма» сочетанием нежности, растрепанности и робкого женского хулиганства, плюс еще парочка симпатичных лиц на втором плане. Это добротный средний уровень актерской игры, но даже без отдаленных претензий на «Оскар». Yesterday напичкан комичными эпизодами, где-то совсем безобидными, где-то отсвечивающими двойным дном: лозунг «Без искусства нет жизни» на плакате со стилизованными Pussy Riot в московском клубе; поисковик «Ярослав»; безуспешная попытка впервые сыграть родителям Let It Be и понимание того, как легко можно не разглядеть под носом подлинное сокровище. Сладкой «вишенкой» — уморительный «квест» Джека по выяснению того, что еще пропало из мироздания вместе с «битлами». Пожалуй, концовка всей этой искрометной истории вышла чересчур гладкой, наивной и предсказуемой. Можно было забабахать что-то более эпичное, с красивым и мощным финальным аккордом. Но каждую ситуацию, где не дотянуто и не дожато, спасают милейшие шутки, улыбки героев и неиссякаемый поток позитива, подпитанный закаленными временем музыкальными шедеврами в новой обработке. И, конечно, Ее Величество Любовь, неизбежно рвущаяся на передний план, ведь именно она остается ключевым компонентом каждой из песен The Beatles. Потому, несмотря на все недостатки и спорные моменты, Yesterday — кино теплое, как домашний очаг вечером трудного дня, сладковатое и воздушное, как аромат земляничных полей, яркое, как желтая подводная лодка, и сказочное, как сад осьминога.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2019 | | География: Британия Европа
Автор: |2019-09-20T10:35:56+03:0020 Сентябрь, 2019, 10:56|Рубрики: Без рубрики|Теги: , , |
Дмитрий Котов
Коренной москвич. Искусствовед, специалист по архитектуре. Автор видеоблога о достопримечательностях Москвы и не только. Между делом — суровый Grammar Nazi. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путем вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok