//Рецензия на “День президента” Криса ЛаМартины

Рецензия на “День президента” Криса ЛаМартины

Дебри политики

День президента (President’s Day), 2010, Крис ЛаМартина

Андрей Волков рецензирует второй фильм американского хоррормейкера

Крис ЛаМартина появился на горизонте андеграундных ужасов в 2006 году, когда его любительский дебют «Мёртвые тинейджеры» привлёк внимание обозревателей балтиморской прессы и вышел в легальный dvd-прокат. Те зрители, кто не гнушается просмотром дешёвого кино, наверняка натыкались на любительские триллеры. Большая часть из них непригодна для просмотра, и авторы этих работ чаще всего бесследно исчезают с кинонебосклона, как одинокая комета, раз попавшая в поле зрения, но Крис ЛаМартина оказался не из таких.

Он в то время учился в университете Тоусона, в колледже изящных искусств и коммуникаций, и таким образом решил дебютировать в режиссуре. Ещё раньше Крис участвовал в альманахах трэша и с самого начала выделялся специфическим юмором и необычной конструкцией своих работ. Проще говоря, ЛаМартина оказался человеком талантливым, способным снимать хорошее кино вопреки чрезвычайно низкому бюджету. В своём дебюте, состоящем из четырёх новелл, ЛаМартина изящно обходил спецэффекты, придумав необычные интерпретации тривиальных историй о маньяке, оборотне, призраке и вампирах.

Свой второй фильм ЛаМартина снял уже после окончания обучения. Он отказался работать штатным режиссёром, с 2011 года служа креативным директором по маркетингу в рекламном агентстве. ЛаМартина стал self-made filmmaker, который не зависит финансово от кинорежиссуры и снимает только тогда, когда хочет. За 15 лет он снял четыре полнометражных фильма и сейчас работает над пятым. Все его постановки ультрамалобюджетные, но Крис лишний раз доказывает, что если есть талант, то можно снимать за любые деньги.

«День президента» был снят ЛаМартина за 5 тысяч долларов. Большинство режиссёров и представить не могут, что за такую сумму можно что-то снять, а зрители впору ожидать весьма скучного зрелища, с минимумом спецэффектов и халтурной кинематографией. Однако Крис удивляет.

ЛаМартина с самого начала задаёт невероятный темп развития событий, подкреплённый отличным ритмом. Ингмар Бергман не зря говорил, что ритм фильма закладывается ещё в процессе создания сценария. Вот и Крис не только ловко монтирует сцены, свободно обращаясь с параллельным и перекрёстным монтажом, но и использует необычные ракурсы. Эпизоды лишены даже тени затянутости и длятся ровно столько, чтобы не надоесть зрителю, жаждущему увидеть весёлый слэшер.

Кадр из фильма “День президента”

На счёт веселья – не шутка. ЛаМартина всегда снимал на грани хоррора и комедии, причём обращался к самому разному юмору – от «чёрного» до сатирического. Вот и «День президента» отчасти можно воспринять как пародию на избирательную систему, показанную на примере школьных выборов президента студенческого совета. Предвыборные программы, борьба за голоса избирателей – всё показано режиссёром с оттенком иронии. Побеждает часто не самый достойный, а тот, кто способен интригами или демагогией убедить людей, что он-то и есть самый лучший.

Небезгрешны и главные герои – Барри решил участвовать в выборах только лишь за тем, чтобы познакомиться с новенькой, а Челси, привыкшая быть звездой в школе – потешить своё самолюбие. Никто из них и не думал что-то делать для своих товарищей, однако своё нежелание работать они умело маскировали.

Образ маньяка в костюме Авраама Линкольна отсылает не столько к хоррор-комедии Дэвида Аркетта «Путешественник», где также действовал убийца в маске президента, сколько к представлению американцев о 16-ом президенте США как о совести нации, человеке, который ставил интересы народа выше своих собственных. С тех пор всё измельчало, от демократических институтов осталась лишь видимость, а миром стал править циничный обман. Ныне политики думают только о собственной выгоде, а власть их привлекает только потому, что она даёт возможность набить свой карман. Увы, люди легко ведутся на предвыборные обещания, так что даже когда против Челси был выложен убедительный компромат, всё равно находились те, кто её поддерживал.

Крис ЛаМартина снял не просто комедийный слэшер, а скорее сатиру, высмеивающую современную политику. Он постарался представить все типы кандидатов, от нацменьшинств и звёзд до инвалидов, а самым здравомыслящим парадоксально оказался злющий уборщик, который видит всю низость молодёжи, грызущихся, как крысы, за место президента. Именно от него главный герой Барри узнаёт о существовании призрака Эйба, который якобы живёт в старом бомбоубежище, расположенном под школой. Его роль воплотил самый опытный актёр постановки Ли Армстронг, на счету которого многочисленные появления в мейнстриме, и его персонаж следует признать самым колоритным среди второстепенных героев.

Крис ЛаМартина снял не просто комедийный слэшер, а скорее сатиру, высмеивающую современную политику. Он постарался представить все типы кандидатов, от нацменьшинств и звёзд до инвалидов, а самым здравомыслящим парадоксально оказался злющий уборщик

ЛаМартина традиционно позвал множество знакомых по его фильмам людей, включая своего отца Рона, украсившего своё портфолио комической ролью милитариста, выгнанного из школы за склонность к педофилии (только Крис мог придумать такого героя!). Все исполнители ролей работали фактически задаром, что очевидно из заявленного бюджета (у Спилберга кофе на съёмочной площадке, должно быть, стоит дороже). Однако уровень актёрской игры непривычно высокий, особенно учитывая необходимость создавать характерные образы, как, например, персонаж учительницы испанского, которая занимается неприличными вещами с одним из учеников (в её роли фигуристая фотомодель Джесси Лэйн), или директор школы, не расстающийся с гитарой. Для внимательного зрителя у постановщика тоже есть подарки – бабушка одного из учеников, похожая на чудище из хоррора, фото которой студент предусмотрительно прячет от своей любовницы.

Но главной звездой является Джордж Стоувер, один из любимейших актёров Дона Долера, который воплотил учителя обществознания, комичного старика, любящего закон и свою собачку (!). Все персонажи представляют собой карикатуры на узнаваемые жизненные типы или же экранные образы, как в случае с детективом, в котором узнаются отголоски Грязного Гарри.

По традиции, Крис ЛаМартина многолик, выступив как режиссёр, сценарист, продюсер, композитор и монтажёр, и во всех этих ипостасях он добился успеха, особенно учитывая крайне низкий бюджет. Отдельно стоит отметить отличные спецэффекты, превращающие «День президента» в жестокий сатирический слэшер.

Вдохновившись «Артефактом» (2001), слэшером с похожим сюжетом, ЛаМартина во всём его превзошёл, подарив зрителю 1:18 минут отличного кровавого угара, с массой интересных жизненных наблюдений. Даже победа над маньяком оборачивается лишь трамплином для политической карьеры, а самым положительным героем парадоксально стала Челси, которая проявила сочувствие к своему оппоненту – качество, которое является непозволительной роскошью в конкурентной борьбе.

Facebook
Хронология: 2010 2010-е | |
Автор: |2021-06-14T13:12:44+03:0010 Июнь, 2021, 11:26|Рубрики: Без рубрики|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok