Афера по-американски (American Hustle), 2013, Дэвид О.Рассел, рецензия

Стас Селицкий видит в новом кино Расселла политический памфлет и сравнивает его с джазом

На дворе 70-е, страной управлял Никсон, теперь ― Джеральд Форд. Еврейский предприниматель малого пошиба Ирвинг заведует парой прачечных в Нью-Джерси, а также разводит честной народец, предоставляя кредиты частным лицам. Его правая рука, как бы иронично это ни звучало ― пылкая любовница, которая дослужилась от стриптизерши до секретарши в журнале «Космополитан». Неожиданно ФБР вербует мошенников для участия в операции Abscam, направленной на разоблачение взяточников в рядах чиновников.

Как любое аутентичное выбранной эпохе кино, «Афера по-американски» немного «клюква»

Перед просмотром «Аферы по-американски» желательно ознакомиться с историей и положением дел ― что натворил Никсон, что это за инициатива федералов ― потому что Расселл отошел от привычного бытового трагифарса последних лет и снял кино с политическим уклоном, основанное на реальных событиях. Это не нарекание, но совет современному зрителю (ведь что это за кино, к которому надо готовиться?), тем не менее, без сопутствующего интереса получить удовольствие от просмотра трудно. Вне сомнений к фильму Расселла больше всего претензий со стороны номинаций на «Оскар» ― дескать, как такой скучный постановщик может номинироваться три года подряд. Все дело в том, что «Афера» ближе всего к американскому зрителю, это политический памфлет, доступный каждому, но как с любой статьей о политологии, нужно иметь желание ее читать. К тому же Расселл совершенно не заботится о прозрачности тех или иных мотивов персонажей, поэтому практически до самого окончания трудно определиться с характерами героев.

Как любое аутентичное выбранной эпохе кино, «Афера по-американски» немного «клюква»: тут смешные и дикие прически, весь замечательный саундтрек похож на Элтона Джона, а наряды, цветовые решения и брюки-клеши пришли из «Джеймса Бонда» за исполнением Роджера Мура. Ходят слухи, что Расселл взял рассекреченную историю ФБР, реквизит и любимый актерский состав, и поехал снимать кино толком без сценария. Стенд-ап комик Люис С.К. второй раз после «Жасмин» Вуди Аллена выдает интересного персонажа «задника», а потрясное камео Роберта Де Ниро в образе дедушки Джуниора из «Клана Сопрано» настолько же спойлер, насколько киноманская отсылка к былому Скорзесе. Шутка ли, но в том киноопыте, который можно получить от фильма, на самом деле чувствуется какая-то импровизация. К сожалению, джазом умеют наслаждаться далеко не все.