/, Подборки, Путеводители, Статьи/Дым над траншеями: 40 фильмов о Первой мировой войнеЛУЧШЕЕ 

Дым над траншеями: 40 фильмов о Первой мировой войнеЛУЧШЕЕ 

Фильм «1917» Сэма Мендеса, самая громкая батальная кинопремьера последних лет, возродил интерес к Первой мировой войне. Эта тема взволновала кинематограф почти мгновенно после подписания Компьенского перемирия 11 ноября 1918-го года и надолго не покидала уже никогда. Кровопролитный конфликт 1914 -1918 годов поразил воображение режиссеров и сценаристов. Ведь раньше стычки великих держав не требовали всеобщей мобилизации, привлечения всех резервов и напряжения всех сил для победы, а главное – быстро заканчивались. Но столетие назад война впервые обрела черты затяжной индустриальной бойни, где убийство людей на поле брани достигло конвейерной скорости и промышленных масштабов. Смертоносными символами Первой мировой стали свинцовый дождь, гаубичный грохот, окопное месиво и газовые облака, а самая откровенная метафора её итогов – распятый солдат в венце из колючей проволоки. Шок от потерь и зверств четырехлетней резни постепенно привёл к гуманизации западной культуры и киноискусства. Postcriticism публикует обзор фильмов о Первой мировой войне, на которой угроза самоуничтожения человечества предстала во всем своём зловещем уродстве и чудовищном абсурде.

Стальная гроза

фильмы о пехотных баталиях Первой мировой

«Западный фронт, 1918»
Германия (1930)

Военная фреска немецкого классика Георга Вильгельма Пабста. Сюжет навеян темой «потерянного поколения», поднятой в 1920-х годах писателями Эрихом Ремарком и Эрнестом Хемингуэем. Четыре боевых товарища сражаются в окопах и отбивают яростные французские атаки, но, чем дальше, тем яснее понимают, что за линией фронта – вовсе не беспощадные нелюди, а такие же обыкновенные молодые ребята, как они. Сценарий пропитан ужасом от массовой гибели людей и горечью от невосполнимых утрат. Фильм был назван нацистской цензурой – пораженческим и официально запрещен к прокату в гитлеровской Германии. Одна из первых звуковых лент кинематографа.

«На западном фронте без перемен»
США (1930)

Эпическая антивоенная драма Льюиса Майлстоуна по одноименной книге Эриха Ремарка. Фабула почти дословно повторяет содержание знаменитого романа. Батальные сцены лишены бравады и пафоса, что было характерно для ранней «фабрики грез». На момент выхода плёнка поражала окопной правдой и бескомпромиссностью. Как и Ремарк, Майлстоун выводит на передний план – человеческую глупость и безрассудность как главные движущие шестерёнки кровожадной военной машины. Картина – признанный шедевр кинематографа, повлиявший на многих крупных режиссёров – от Стэнли Кубрика до Стивена Спилберга. Съемочная группа получила премию «Оскар» за лучший фильм 1930-го года.

«Последняя битва»
Великобритания (2017)

Экранизация театральной пьесы, написанной более 90 лет назад. Постановка отличается скромным бюджетом и отсутствием ярких боевых эпизодов. Авторы сконцентрированы на передаче военного быта, характеров персонажей и психологии войны. Действие целиком протекает в британских окопах. На дворе – 1918-ый год, но бойне не видно конца и края. Новобранцы продолжают прибывать и мгновенно подставляют свои головы под пули снайперов и осколки снарядов. Офицерская трусость и солдатская храбрость, вызванная мальчишеской верой в свою неуязвимость, выступают на передний план. Страх смерти топится в виски, а мертвецы являются однополчанам в виде макабрических видений и кошмарных галлюцинаций.

«Йозеф»
Хорватия (2011)

Фильм обращается к неизвестным страницам войны. Главный герой – этнический хорват, солдат австро-венгерской армии, сражающейся против российских войск в Галиции. Восточный фронт 1915-го года показан территорией запредельной жестокости, военного коварства и предательства. Несмотря на эффектные схватки и драматизм, сюжет и антураж ближе к костюмному детективу. Шпионские страсти, заговорщический колорит и совершенно неожиданная концовка придают фильму нестандартное звучание. Слабая актёрская игра и излишний уход в историческую конспирологию не сказываются на подлинности военно-полевых пейзажей: мертвый ландшафт, зверские солдатские лица и горы искалеченных трупов. Здесь балом правят жуткие нелепицы и роковые случайности.

«Святой Георгий убивает дракона»
Сербия, Босния и Герцеговина, Болгария (2009)

Самое дорогое балканское кино на военную тематику. За основу взята театральная постановка Душана Ковачевича – автора сценария «Андеграунда» Эмира Кустурицы. События разворачиваются в самом начале войны и накладываются на любовный треугольник между главными героями – ветераном-инвалидом Гаврило, его возлюбленной Катариной и сельским жандармом Джордже. Мелодраматичный сюжет не отменяет демонстрации военных ужасов и лишений. Фильм изобилует эффектными сценами: убийство эрцгерцога Франца Фердинанда, явление сербским солдатам Святого Георгия, отправление на битву с австро-венграми пушечного мяса – мужчин, изувеченных прошлыми военными конфликтами. Повествование наполнено неестественным надрывом и патриотическим пафосом, что превращает фильм из реалистичной драмы в сербскую национальную былину.

«Капитан Конан»
Франция (1996)

Незаслуженно забытое полотно Бертрана Тавернье по роману Роже Верселя впечатляет смысловым и историческим охватом. Место действия – восточный фронт, время – конец мировой войны и начало французской интервенции в Болгарию, Румынию и Россию. Потрясающая роль Филиппа Торретона, сыгравшего ключевого персонажа – лидера элитного французского спецназа, насыщает фильм животной энергией и брутальным азартом. Батальные эпизоды идеально выверены, персонажи проработаны досконально, сценарий тонок и психологичен. Здесь нет ни фальшивой патриотики, ни воспевания боевых подвигов, ни демонизации военного времени. Вместо этого авторы решают иные дилеммы: кем станет идеальный солдат в мирное время и куда приводит «наука убивать», когда пушки уже отгремели. Один из лучших военных фильмов мирового кинематографа.

«В июле 1916: Битва на Сомме»
Франция, Великобритания (1999)

Независимое кино Уильяма Бойда под оригинальным названием «Траншея» с Дэниэлом Крэйгом в главной роли. Фабула посвящена 48 часам окопной жизни солдат британской армии перед «мясорубкой при Сомме» – многомесячной битвой, в которой полегло более миллиона человек. Наивные рядовые, опытные сержанты и равнодушные офицеры щегольского вида пытаются сохранить видимость спокойствия и поддержать порядок перед началом наступления. Кто-то бьется в тихой истерике, кто-то разглядывает порнофото, кто-то пьянствует тайком. Какими бы радостными или угрюмыми, смелыми или робкими не были солдаты перед схваткой – это неважно. Ведь пулемётная очередь сотрёт их всех, не оставив ни следа на этой земле.

«Деревянные кресты»
Франция (1932)

Пылкий студент-патриот Жильбер Демаши, предвкушающий радость побед, отправляется на фронт, чтобы увидеть напрасную гибель товарищей, самодурство генералов и всеобщее озверение. Киноадаптация одноименного романа Ролана Доржелеса, французского Ремарка, получилась подавленной и беспросветной. Экспрессивная манера съемки захватывает, несмотря на почтенный возраст картины. Кровавые бои под Шампанью 1914-го года сменяются неуместными парадами, больше похожими на цирковые представления для командиров. Актёрский состав уникален: исполнители главных ролей и статисты – реальные ветераны Первой мировой. Место съемок – настоящее поле боя. Закадровая Ave Maria создаёт неповторимую ауру отчаяния и скорби.

«Штурмовой батальон 1917»
Германия (1934)

Историческая реконструкция боевых подвигов немецких солдат западного фронта. Один из первых кинопродуктов ведомства Йозефа Геббельса на военную тематику. Изначально фильм содержал множество панегириков НСДАП, однако дошедшая до нас версия изрядно урезана. Остаток – тщательно проработанный материал, который имеет – в большей степени научную и фактологическую, нежели художественную ценность. Сюжет намеренно избегает ремарковских интонаций и отказывается от любой рефлексии на человеческие потери. Зато сцены схватки максимально приближены к боевым, предметы быта и окопная обстановка абсолютно аутентичны. Вышла этакая ода германскому бойцу – чернорабочему войны, который умирает с улыбкой на лице. Ностальгическое посвящение Третьего Рейха – Второму.

«Боевой конь»
США, Индия (2011)

Антивоенное киновысказывание Стивена Спилберга вышло дорогим, амбициозным, но довольно вторичным. Создатели предлагают экзистенциональный взгляд на войну, поэтому для наглядности делают главным героем не человека, а жеребца по кличке Джоуи, который проходит, точнее проскакивает все круги военного ада. Сюжетная динамика и мытарства бессловесного существа делают свое дело, вызывают зрелищный эффект и сопереживание. Но несмотря на явные старания, именитый режиссер не сумел добавить что-то новое в копилку размышлений о Первой мировой. На фоне предшественников фильм чересчур буквален, слишком глянцев и совершенно нереалистичен. Это скорее кавалеристский аттракцион, нежели серьезная военная драма.

«На страже смерти»
Великобритания, Германия (2002)

Атмосферный, динамичный и единственный в своем роде фильм ужасов в эстетике Первой мировой. Год 1917-ый. Отряд британских солдат блуждает по лабиринту немецких окопов, убивая свирепых гансов, пока не натыкается на куда более страшного врага, затаившегося под землей. Бюджетную постановку выручает креативный сценарий и меткий подбор актёрских типажей, среди которых знаменитый Голлум – Энди Серкис. Фильм насыщен жгучим батализмом и терпким саспенсом, а ужасы войны переданы в самом натуралистичном и неприглядном виде. Невзирая на вымышленный сюжет, картина будто бы источает гнилой траншейный запах, чутко улавливает и транслирует дух военных реалий столетней давности.

«Штаны»
Франция (1997)

Фильм основан на реальной истории рядового французской армии Люсьена Берсо, который по оплошности снабженцев носит белые штаны вместо красных, как положено по уставу, но сражается отважно, вовсе не подозревая, что собственные командиры куда злее и лютее немцев. Это не только замечательная батальная постановка, где сцены битв воссозданы детально и технично, но и отменная военно-юридическая драма. Здесь есть десятки мощных смысловых зацепок, которые держат внимание на протяжении всего фильма. Авторы недвусмысленно противопоставляют солдатский долг – мерзким штабным интригам высшего офицерства, которому закон, что дышло. Ещё одно напрасно забытое кино о военном абсурде: простое, честное и пугающее.

«Люди против»
Италия (1970)

Единственное полотно о военном противостоянии между итальянцами и австро-венграми на альпийском фронте в 1916-ом году. Обычно Первая мировая ассоциируется с грязными окопами и взрытыми равнинами, но здесь все бои проходят в горной местности. Регулярные атаки итальянской пехоты пресекаются австрийским пулеметным огнем, солдаты дезертируют и совершают расправы над офицерами из-за нежелания идти на верную смерть. Командование звереет, отвечает децимациями на античный манер и выдумывает идиотские планы штурмов укрепленных позиций противника. Самый яркий фрагмент фильма, когда спятивший генерал посылает бойцов в средневековых стальных латах прямиком под снайперские пули. Невзирая на гротеск, кино продуманно, реалистично и наполнено революционным пылом. За эту картину режиссёра Франческо Рози дружно возненавидели все итальянские патриоты.

Огонь небесный

фильмы о воздушных боях Первой мировой

«Крылья»
США (1927)

Прощальное слово немого кинематографа и самый первый лауреат премии «Оскар» за лучший фильм года. События происходят в США и на французских полях сражений. Как и в любом другом раннем военном фильме, сюжет представляет собой гремучую смесь между мелодрамой и военным боевиком. Хотя с момента съемок минуло более девяти десятков лет, постановка боев не выглядит вымученно и искусственно. Пусть сегодня «Крылья» больше похожи на пыльный музейный экспонат, смотреть такие фильмы стоит хотя бы ради того, чтобы запечатлеть момент рождения и проследить эволюцию военного кино.

«Асы в небе»
Великобритания, Франция (1976)

Звездное кино о ратных подвигах королевских ВВС Великобритании во время битвы с немцами за контроль над небом Франции. Две основные роли сыграны Малкольмом МакДауэллом и Кристофером Пламмером. Захватывающие съемки воздушных поединков сменяются драматичными моментами личных переживаний авиаторов. Молодые пилоты медленно, но верно понимают, что война в облаках – это не благородный рыцарский турнир, а жестокое побоище, которое мало чем отличается от наземной резни. Фабула отчетливо перекликается со многими фильмами про военных летчиков, однако сюжет выстроен здесь более тонко, а характеры героев прорисованы более четко и эмоционально.

«Эскадрилья Лафайет»
Великобритания, США (2006)

Поверхностный псевдоисторический боевик на тему воздушных битв Великой войны, в которых были задействованы американские асы. Экранное действо лишено динамизма и драматизма, боевые эпизоды сделаны при помощи дурных компьютерных спецэффектов, а сюжет имеет лишь очень косвенное отношение к реальным событиям. Все лейтмотивы банальны и невероятно предсказуемы, сценарий посредственен, а актёрская игра настолько скучна, что не выдерживает критики. Фантазия авторов ограничивается избитыми клише и заставляет думать, что при создании картины режиссёр вдохновлялся вовсе не документальными источниками, а «Звёздными войнами».

«Ангелы Ада»
США (1930)

Воздушный эпос американского чудака-миллионера Говарда Хьюза. Мелодраматичная составляющая нависает над батальными элементами, которые воспроизведены с маниакальной точностью. Пулеметы стреляют как настоящие машины смерти, бомбы рвутся как подлинные шальные снаряды, авиамоторы ревут так, что можно оглохнуть, а самолеты вытворяют в небе невероятные трюки. Однако экранные воплощения английских пилотов – фальшивы и неадекватны. Сюжет более всего похож на сказку для имбецилов, где нет ни грамма реализма. Единственное, что может привлечь к фильму современного зрителя – это доведенный до совершенства технический компонент.

«Красный барон»
Германия, Великобритания (2008)

Единственный биографический фильм в декорациях Первой мировой. Персонального жизнеописания удостоился знаменитый Манфред фон Рихтгофен – культовый немецкий ас, которого соотечественники считали богом воздушной войны и прозвали Красный барон. Авторы старались, чтобы боевое наследие легенды авиации смотрелось на экране красиво, гордо и достойно. Пусть воздушные сражения больше похожи на один сплошной спецэффект, «летающий цирк» Рихтгофена воссоздан аккуратно и впечатляюще. Главный герой считает себя рыцарем неба, но реальность такова, что для кайзера и генералов юный белокурый аристократ – всего лишь идеальный убийца и превосходный пропагандистский символ. Впрочем, война на то и война, чтобы демиург однажды превратился в жертву.

«Орден «Голубой Макс»
Великобритания (1966)

История пилота немецкой эскадрильи Бруно Штахеля, который благодаря своим талантам сумел из рядовых пехотинцев пробиться в элитную авиачасть на Западном фронте, где служили одни отпрыски знатных родов. Этот фильм не столько о войне, сколько о соперничестве между людьми из разных социальных слоев. Красивые и талантливо поставленные воздушные баталии служат скорее для эффектного антуража. Только в самом конце авторы заговаривают о философии боя в стиле модерн. Фильм осуждает одержимость схваткой, констатирует отмирание дуэльной культуры XIX века и приход тотальной войны, в которой нет ни правил, ни принципов, ни кодекса чести.

«Цеппелин»
Великобритания (1971)

Незамысловатое, но симпатичное военно-авантюрное кино со шпионским уклоном. Сюжет фильма вымышлен от «а» до «я», но частично вдохновлен налётами немецкой авиации на Лондон. Идет условный 1915-ый год: командование Рейха одержимо планами выкрасть из шотландского замка английскую национальную святыню – Великую хартию вольностей. Однако разведка Его Величества не дремлет и засылает своего агента – прямо на борт боевого германского дирижабля, отправленного на важную миссию по изъятию священного манускрипта. Актёрская игра и фабульные ходы иногда забавны, но в целом весьма примитивны. Теме не менее отдельные боевые фрагменты, а главное – величественная конструкция самого цеппелина заслуживают всяческих похвал.

Русская жертва

фильмы об участии России в Первой мировой

«Герой»
Россия (2016)

Провальная военная драма с поп-исполнителем Димой Биланом в роли благородного поручика российской императорской, а затем республиканской армии. Фильм изобилует историческими оплошностями и глупейшими искажениями. Авторы взяли за основу классический жанр западной военной мелодрамы и превратили его в клиповое месиво, где нет ни внятного сюжета, ни искренней любовной линии, ни даже средних актёрских типажей. Единственное, что выглядит красочно и убедительно – это лаконичные кадры битв, которые вызывают ощущение, что ради них всё и снималось. Досадно, что львиная доля батализма приходится на войну гражданскую, а вовсе не на войну германскую

«Батальон»
Россия (2015)

Фильм про позорный для русского оружия 1917-ый год. Создатели картины задались похвальной и амбициозной целью – поведать о женских батальонах смерти, направленных Временным правительством на германский фронт для поднятия боевого духа солдат, не желающих воевать. Казалось бы, высокая миссия настраивала на серьезный лад, но кино вышло чересчур наигранным и порой – совершенно неадекватным. Героические русские женщины рьяно и нахраписто шествуют в бой на позиции фрицев, но их образы и мотивации – прорисованы блекло, криво, а временами – откровенно придурковато. Многим сюжетным ходам, повторяющим «А зори здесь тихие», катастрофически не хватает правдоподобности, сценарной проработки и эмоционального накала.

«Моонзунд»
СССР (1987)

Уникальное полотно по исторической повести Валентина Пикуля о морской схватке с Германией на Балтике. Все демонстрируемые события 1915-17 годов достоверны и происходили в условиях разложения военной дисциплины на флоте. Старший лейтенант эсминца «Новик» Сергей Артемьев в исполнении Олега Меньшикова противостоит бунтарству матросов и пытается мотивировать команду на защиту отечества от германской угрозы. Команда тем временем быстро превращается в агрессивный революционный сброд. Авторам удается уловить и передать атмосферу декадентства среди высшего офицерства и безнадежного отчаяния, охватывающего войска. Боевые эпизоды – редкие, но выразительные. Это определенно лучшая отечественная лента о войне, надолго вычеркнутой из российской национальной памяти.

«Мальчик русский»
Россия (2018)

Восточный фронт. Приблизительно 1916-ый год. Шестнадцатилетний деревенский подросток Алексей вступает в ряды императорской армии, чтобы бить германцев и получать медали с орденами. Но в первом же бою Алексей теряет зрение из-за немецкой газовой атаки и отправляется командирами служить «слухачом» – оператором хитрого акустического прибора для выслеживания немецких аэропланов. Фильм уникален для российского кинематографа как поднимаемой тематикой, так и визуализацией военного быта, военных пейзажей и военных схваток. Режиссер-дебютант Александр Золотухин, ученик Александра Сокурова, при помощи зернистой пленки, стилизованной под старину, музыки Сергея Рахманинова и подбора актеров сумел создать аутентичную ленту о Первой мировой, где главное не сжатый и недосказанный сюжет, а атмосфера и антураж. Пусть порой фильм напоминает дипломную работу отличника ВГИКа, но здесь определенно есть новый взгляд на военно-национальную катастрофу начала прошлого века. И этот взгляд нельзя назвать дилетантским или поверхностным.

Заокеанский десант

фильмы об участии США, Австралии и Канады в Первой мировой

«Галлиполи»
Австралия (1981)

Один из самых значимых, влиятельных и глубоких военных фильмов кинематографа. Киноклассик зеленого континента Питер Уир виртуозно вывел тему Великой войны и её страшных последствий из реалистической в экзистенциональную плоскость. Главные персонажи – австралийские бегуны-спринтеры, которые записываются в армию, чтобы помочь далекой метрополии одолеть турецкую армию на Галлипольском полуострове. Оба – оптимисты и романтики, но на таких война всегда имеет свои планы. Создатели смогли слить воедино громкий пацифистский призыв и острый гуманистический посыл. История рассказана языком, полным метафор и скрытых смыслов. Жизнь по Уиру – это бег, а война – искусственная преграда на пути, мгновенно и безжалостно прерывающая движение вперед.

«Легкая кавалерия»
Австралия (1987)

Фильм Саймона Уинсера посвящен отваге австралийских кавалеристов в аравийских сражениях Великобритании против объединенных войск Османской и Германской империй. Картина пропитана военно-патриотическим пафосом и лишена какой бы то ни было антивоенной составляющей. Храбрые до безумия австралийцы бросаются на приступ турецких укрепленных позиций, словно орды шальных кочевников, и одерживает победу за победой. Авторы наполнили сюжет приключенческим колоритом а-ля «Индиана Джонс» и изобразили войну на экране веселой забавой сродни кубку по регби. Кавалеристские атаки благодаря постановке и превосходной батальной хореографии получились эталонными и послужили образцом для многих будущих исторических лент.

«Ниже холма 60»
Австралия (2010)

Клаустрофобная драма о малоизвестной странице Первой мировой: так называемой тоннельной войне. Из-за длительного стояния на позициях немцы и англичане догадались рыть длинные и извилистые подземные коридоры под вражескими штабами и орудиями, чтобы засылать диверсантов и взрывать важные объекты противника. Для этой миссии британское командование делегирует на фронт – бригаду австралийских рудокопов. Инженерный корпус из страны кенгуру под началом лейтенанта Вудварда получает от язвительных англичан прозвище «крысы», однако честно и храбро выполняет боевые задачи. Фильм подлинен, визуально насыщен и отлично сыгран. Антивоенное послание удачно передано при помощи нагнетаемого чувства тесноты, сдавленности сырых подземных проходов и ощущения безвозвратности потерь

«Пашендаль: последний бой»
Канада (2008)

Единственная канадская картина о Великой войне. Режиссер и сценарист Пол Гросс, который также сыграл главную роль, снял кино по воспоминаниям прадеда. Центральная идея – канадская жертва, принесенная на алтарь победы Великобритании и спасения очередной толпы 18-летних мальчишек от смерти на поле брани. Фильм имеет уклон в драму и даже мелодраму, но при этом не избегает батальной канвы. Сражение при Вими и битва при Пашендале находят яркое и пугающее изображение на экране. Автор откровенно заговаривает о национализме, охватившем, как Великобританию, так и её колонии, о военно-патриотической лихорадке, заразившей молодежь, о безголовости и жестокости штабных бюрократов. Одним словом, это комплексное, пусть и эмоционально блеклое антивоенное высказывание.

«Большой парад»
США (1925)

Первый американский фильм антивоенного жанра. По сюжету молодой янки Джеймс Эпперсон из богатой семьи отправляется воевать во Францию против немцев. На тренировочном плацу Эпперсон знакомится с рабочим-южанином и барменом из Бронкса. Война преодолевает классовые различия между молодыми людьми и сплачивает их дружбу. Немая лента Кинга Видора не прославляет боевое искусство и не проклинает военные ужасы, но пытается беспристрастно показать мытарства братьев по оружию. Кино представляет собой ранний симбиоз любовной мелодрамы и военной драмы, где первая выраженно нависает над последней. Сегодня может заинтересовать лишь ценителей кинематографического антиквариата.

«Сержант Йорк»
США (1941)

Киноэпопея классика Говарда Хоукса о подвигах американского героического пехотинца – сержанта Элвина Йорка, который однажды взял в плен сразу 132 фрица. Фильм снимался в начале и вышел в разгар Второй мировой войны, поэтому имел важное мобилизационное значение для Америки. Батализм тут выполняет второстепенную функцию, а солдатские типажи выступают на первый план. Главная роль досталась суперзвезде и голливудскому секс-символу Гэри Куперу, который создал идеальный образ солдата армии США. Пожалуй, именно эта идеальность сегодня вызывает ощущение искусственности и ненатуральности. Режиссера мало интересуют военные ужасы, а больше занимает демонстрация отваги и доблести воинов-янки. Кино Хоукса пользовалось бешеным зрительским успехом и показывалось американским военным для поднятия боевого духа.

«Забытая рота»
США (2001)

Масштабное батальное полотно, посвященное самоотверженному пятидневному сопротивлению 550 бойцов американской пехотной дивизии, которые попали в немецкое окружение под конец войны. Глава отряда майор Чарльз Виттлси, на гражданке нью-йоркский адвокат, проявляет чудеса смекалки и храбрости, чтобы не допустить захвата немцами стратегического плацдарма и сохранить жизни солдатам. Это кино – мастерски воссозданная боевая феерия: оно кишит замечательно поставленными эпизодами схваток. Артобстрелы и штыковые атаки, аэропланная разведка и голубиная почта в военных условиях находят на экране выразительное отражение. Невзирая на обилие экшна, этот фильм наглядно демонстрирует страхи и ужасы войны, осуждает высшее офицерство за бестолковость и безответственность и отдает дань памяти павшим.

Смешная война

сатирические фильмы о Первой мировой

«На плечо!»
США (1918)

Первый режиссерский проект Чарли Чаплина и первая антивоенная сатира в истории кино. Сюжет прост и незамысловат: новобранец Чарли закидывает вонючий сыр в немецкую траншею, а затем воодушевленный эффектом от химической атаки берет в плен 13 германских военных, кайзера и кронпринца. Как и во многих чаплиновских фильмах, саркастические гэги и многочисленные шутки – элементарны, универсальны и актуальны до сих пор. Несмотря на опасения, что фильм, снятый и вышедший на экраны во время боевых действий, вызовет гнев патриотической общественности, комедия была принята публикой и критикой на ура. Высмеивать войну, которая всем надоела, оказалось не только безопасно, но и выгодно. Сборы от проката побили рекорд для комедий и принесли создателю – солидную прибыль.

«Бравый солдат Швейк»
Чехословакия (1957)

Четвертая по счету, далеко не идеальная, но самая удачная экранизация всемирно известного юмористического романа Ярослава Гашека. Фильм Карела Стеклы досконально следует букве и духу литературного оригинала, не уходит в самодеятельность и рождает лучшего на данный момент экранного Швейка – солдата-балагура австро-венгерской армии. Зашкаливающий абсурд, антипатриотичная ирония, презабавные издевательства над австрийской муштрой, дуболомством офицеров и лицемерием церковников находят вполне достойное и живописное воплощение. Один из главных и самых любимых «рождественских фильмов» чешского телевидения с колоритнейшими героями и сюжетными перипетиями.

«Большая война»
Италия (1959)

Титулованная итальянская трагикомедия, посвященная событиям 1916-го года на альпийском фронте Первой мировой. Обладатель венецианского Золотого льва. Два ключевых персонажа – миланский вор-анархист Джузеппе и римский мошенник-парикмахер Оресте, оказываются в гуще жестоких битв и всеми силами стараются откосить от исполнения воинского долга. На первых порах это у них неплохо выходит, но затем судьба оборачивается против изобретательных трусов. Режиссер Марио Моничелли высмеивает левацкий интернационализм, сравнивая его с дезертирством, и героизирует итальянскую пехоту. Этот фильм воздерживается от глумления над политической верхушкой, дворянством и офицерством за втягивание итальянского народа в абсолютно бесполезную для страны войну, но чутко и искренне передает боль от военных утрат.

Апофеоз войны

фильмы о смысле и бессмысленности Первой мировой

«Я обвиняю»
Франция (1919)

Первая пацифистская лента кинематографа, снятая по горячим кровавым следам мирового побоища. Французский классик Абель Ганс начал работу над фильмом ещё во время войны и некоторые сцены сняты на местах реальных сражений. Катастрофичная немыслимость и тщетность военных потерь – важнейшая идея фабулы. Автор применяет новаторскую на тот момент технику съемки с использованием световых эффектов и движущейся камеры. Один из эпизодов вошел в историю кино: тысячи мертвых солдат поднимаются из могил, чтобы напомнить всем людям, что они тоже когда-то жили, дышали и любили. Этот фильм о коллективной вине человечества за развязывание бойни не виданных доселе масштабов.

«Тропы славы»
США (1957)

Один из антивоенных фильмов Стэнли Кубрика уделяет основное внимание психологической природе бранного дела и массового кровопролития. Франция. 1916-ый. Окопы. Солдаты отказываются идти атаковать под пулеметным огнем и подвергается военному трибуналу. Полковник Дэкс (Кирк Дуглас) защищает ослушавшихся приказа. Режиссер не устраивает тризну по жертвам и не демонстрирует военные кошмары, а задаётся вопросами философского свойства. Кубрика интересует, зачем цивилизованный и разумный человек бежит в бой на верную смерть по свистку, будто собака Павлова, и где грань, разделяющая рациональность мира и умопомрачение войны? По Кубрику, все от генералов до офицеров и рядовых – жертвы коллективного помешательства, где тяга к смерти побеждает жажду жизни, а патриотизм – мощный рычаг для вращения военной мясорубки.

«Великая иллюзия»
Франция (1937)

Тонкая и эмоциональная картина с Жаном Габеном в главной роли, объявленная нацистским министерством пропаганды – враждебным фильмом № 1. «Увидите его и запоете «Марсельезу», – так охарактеризовал своё впечатление от просмотра Йозеф Геббельс. Этот фильм – идеологический провозвестник Евросоюза, территории без границ и войн между народами. Режиссёр Жан Ренуар декларирует, что люди европейской культуры по своей сути равны, а война – наиглупейшая и наиужаснейшая выдумка алчных правителей. По Ренуару, именно последние несут всю полноту ответственности за массовую бойню. Сюжетное действо где-то забавно, где-то наполнено горькой правдой и глубоким трагизмом. Напрасность вооруженного противостояния поставлена во главу угла, а авторская надежда на исцеление человечества от военной чумы мельком просвечивает сквозь кадры.

«Палата для офицеров»
Франция (2001)

Фильм Франсуа Дюпейрона о прямых последствиях Первой мировой: об уродстве военных травм и фатальном искалечивании душ. Сюжет остро психологичен и сосредоточен на передаче чувств офицеров, получивших тяжелые ранения в первые месяцы боев. Один герой потерял часть лица, другой – уши, третий – язык. Сражения идут своим мрачным чередом, а бывший цвет французского офицерства вынужден прозябать в тесной палате, терпеть на себе жалостливые взгляды медсестер и родных, борясь с желанием пустить себе пулю в висок. Мелодии Рихарда Вагнера служат закадровым фоном, нагнетая тревогу и печаль. Здесь нет ни единого героя, одни только жертвы, которые только со временем научатся жить заново, однако никогда не станут прежними.

«Джонни взял ружье»
США (1971)

Депрессивная и запредельно тяжелая драма режиссёра, сценариста и писателя Далтона Трамбо. Американский рядовой Джон Бонэм, лишенный рук, ног, глаз, носа, рта и ушей из-за попадания артиллерийского снаряда, лежит в больничной палате, погружаясь в собственные воспоминания и фантазии. Солдатские видения являют сентиментальные сцены из детства, грезы о первой любви, осколки военных ужасов и Иисуса Христа. Бонэм, запертый в обрубке тела, жаждет умереть, но врачи не дают ему такой возможности. Фильм причудливо рифмует сюрреалистичные картины с реальными и выносит человечеству нелицеприятный приговор. Несмотря на разрушения и кошмары Первой мировой, люди продолжают прятать её наследство от внимательных взглядов, обрекая будущие поколения на повторение этого опыта, быть может, в ещё более жуткой форме и смертоносном масштабе.

«Счастливого рождества»
Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Румыния, Норвегия, Япония, США (2005)

Киноистория о рождественском перемирии 1914-го года между частями французской, британской и германской армий – одна из ключевых антивоенных драм XXI века. Французский режиссёр и сценарист Кристиан Карион тонко, осторожно и вдумчиво рисует полотно эпических размеров и мощного эмоционального воздействия. Это одновременно глубокое гуманитарное послание и посвящение единству человечества. При помощи символичного сюжета, музыкальной фактуры и прекрасных актёров складывается впечатляющее панно, на котором изображены пешки и ферзи, валеты и короли, пожарники и поджигатели Первой мировой. Последние выписаны – особенно тщательно, ведь именно воля сильных мира сего, генералов, правителей и духовных вождей, обрекает людей на самоистребление и превращает мирные поля – в земли, выжженные дотла.

Яндекс.Дзен
| |
Автор: |2020-02-11T21:42:46+03:005 Февраль, 2020, 12:03|Рубрики: Лучшее, Подборки, Путеводители, Статьи|Теги: , |
Игорь Нестеров
Гигант мысли, отец русской демократии, двойник Квентина Тарантино. Политическое кредо — всегда. Путешествует из Петербурга в Москву на манер Александра Николаевича Радищева. Предпочитает разумный центризм, эволюцию и темное пиво. Со смертью Махатмы Ганди потерял единственного достойного собеседника и ударился в эссеистику.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok