Астрал:Глава 2 (Insidious: Chapter 2), 2013, Джеймс Ван, рецензия

Ив Мольер про банальность, скрип ступеней, и страдания в рецензии на второй «Астрал».

Ламбертам с привидениями и загробным миром не везет катастрофически – не успели они вырвать из цепких лап коварного демона душу своего сына, как в астральную ловушку угодил отец семейства. Дух, преследовавший его вот уже много лет, наконец-то получил шанс пробраться в мир живых, однако вести себя порядочно не стал: по дому снова двигается мебель, а в окне маячат странные фигуры. Впрочем, Ламберты ничему не научились на своем предыдущем горьком опыте, а потому не смогли сразу вычислить зловредную сущность и долго грешили на игры своего воображения.

Прямо будто по мотивам Достоевского, хватают топор и начинают носиться по всему дому с воистину сатанинскими возгласами

Бытует мнение, что историю про астрал продолжать не следовало: открытая концовка первой части выглядела куда более изящной и привлекательной, пока сценаристы не начали в судорожных потугах развивать свою мысль, пускаясь в дебри мракобесия. Однако лавры Джеймса Вана, зарекомендовавшего себя в качестве нового маэстро на кухне ужасов, не дают продюссерам покоя – зритель с удовольствием несет деньги в кассу, ожидая, что автор «Пилы», «Мертвой тишины» и «Заклятия» сумеет их удивить и напугать. Впрочем, ожидания эти можно считать полностью оправданными – Ван свою аудиторию высоко ценит и угощает только высококлассными олдскулльными хоррорами. Правда, в этот раз в ленту азиата прокрался монстр куда более жуткий, чем все населяющие астрал сущности вместе взятые, — банальность. Если первая глава истории по праву могла называться неформатом и значительно выделялась на фоне современных детищ индустрии ужасов, то вторая часть прибегла к использованию штампов. Ступени скрипят, двери хлопают, призрак в белой тряпке выпрыгивает из-за угла, злобная мама переодевает сыночка в дочку, экстрасенс играет с ребенком в «горячо-холодно» и обнаруживает «горячую» сущность в темном углу. Словом, все это уже было сто раз увидено, а потому впечатления не производит. От громких криков и внезапных появлений отлично загримированных жутких жутей зритель, несомненно, вздрогнет, возможно, даже испуганно охнет, однако через пару секунд все забудется.

Самым большим просчетом второго «Астрала» можно считать сюжет – запутанный, нелогичный, архисложный и в то же время глуповатый. Историй сразу несколько, но они едва перекликаются между собой и смотрятся обрывками. Мать семейства Ламбертов объединяется вместе с коллегами Эллис дабы искоренить новое зло, параллельно призрак, атакующий несчастных американцев, жалобится на свое несчастливое детство, которое его и довело до такой жизни-жестянки, а герой Патрика Уилсона борется со своей одержимостью. Флэшбеки еще больше усугубили положение: зритель рискует запутаться окончательно и растерять весь интерес, потому как непонятно, что именно надо делать: бояться или разбираться в многогранных отношениях персонажей? Так что вместо того, чтобы исследовать просторы астрала под жутковатую музыку из первой части, герои страдают хронической говорильней, много спорят, долго фальшиво страдают, а потом, прямо будто по мотивам Достоевского, хватают топор и начинают носиться по всему дому с воистину сатанинскими возгласами. На этом моменте становится ясно, что былая прелесть и грациозность ужаса, которыми буквально сквозили предыдущие работы Вана, утеряны безвозвратно. Вместо игры с чуткой психикой аудитории, создатели начинают игру в кошки-мышки с кошельками потребителей, что не может не печалить. Впрочем, вторую главу «Астрала» нельзя назвать очередным фатальным падением жанра физиономией в грязь – это скорее пятно на карьере Джеймса, державшего куда более высокую планку до настоящего момента.