Выпьем, няня, где же кружка?

Девушка в поезде (The Girl on the Train), 2016, Тейт Тейлор

Анна Дедова рецензирует экранизацию бестселлера Полы Хокинс.

Жизненный цикл Рейчел не особо отличается от распорядка жителей ближнего Подмосковья. Каждые утро и вечер она проводит у окна электрички, только в отличие от уроженцев Люберец цель ее ежедневного пути отнюдь не попасть на работу вовремя, старательно выкраивая лишние полчаса на сон. Наоборот, Рейчел в дороге бодра, как никто, ведь она отчаянно любит подглядывать за обитателями близлежащих к железнодорожным путям домов и уже подобрала себе любимцев – хичкоковскую блондинку и брутального главу семейства, даже придумала им профессии и имена — конечно же, идеальные в отличие от ее собственной жизни. Вот так бы и курсировала главная героиня по единожды выбранному маршруту, а зрители так бы и гадали, на кой черт им эта растянутая не на один перегон завязка, если бы однажды блондинка не решила разделить на глазах у проезжающей Рейчел балконные объятия с другим мужчиной, а потом таинственным образом не исчезла из собственного дома. Тут бы нашей вуайеристке и взяться за частное расследование, но автору оригинального романа не давали спать миллионы Гиллиан Флинн, поэтому Рейчел придется не раз сыграть на рояле, высовывающемся из окружающих райончик лесов, ведь она по совместительству еще и изрядная выпивоха — бывшая жена соседа пропавшей блондинки – сталкерша его нынешней жены. Так Тейт Тейлор пытается снять сносный триллер и попутно ответить на пару вопросов: «Как бороться с алкоголизмом? Возможно ли противостоять домашнему насилию? Покупают ли дома одновременно у густых чащоб и железной дороги вменяемые люди?»

devushka-v-poezde-retsenziya
«Девушка в поезде», рецензия

Пожалуй, «Девушка в поезде» была обречена еще до выхода в прокат – слишком уж очевидными казались параллели с «Исчезнувшей» Дэвида Финчера. «Дисфункциональные семьи, фальшивая одноэтажная Америка (Англия?), муж и жена – одна сатана»: наверняка, любой поисковик по указанному выше запросу выдаст два этих криминальных романа где-то по соседству. Но на деле у «Девушки» оказалось куда как больше общего с, простихоспади, «Оттенками серого». Скорее всего, потому что точно так же, как у создателей последнего было довольно призрачное климактерическое представление о БДСМ, так же и авторы «Женщины в электричке» не совсем понимают, какую глубину внутреннего падения может нести в себе пристрастие к бутылке или до какой степени опасно соседство с домашним тираном. Вот почему на выходе фильму заметно не хватает расстановки смысловых акцентов, а его структура бессмысленна. Поначалу режиссер старается запутать зрителя чередой разрозненных флэшбеков, но делает это тогда, когда, напротив, было бы лучше дать аудитории возможность познакомиться с участниками семейных драм, почувствовать себя внутри любовных треугольников. Вместо этого добрую половину хронометража приходится тратить на то, чтобы элементарно разобраться, кто есть кто среди этих страстных особ одного нью-йоркского пригорода. Быть может, выбор столь похожих актрис на ключевые роли – уникальная задумка, способствующая реализации детективных идей автора романа, но даже между нынешней соседкой Рейчел и новой женой ее бывшего с трудом можно найти 10 отличий, разве что первой меньше повезло с корректором бровей. По этой же причине большая часть персонажей остается шаблонами – вот подозрительный муж, вот хитро пожевывающий бороду психолог, вот соседствующая курица-наседка – расставляйте их у себя в уме самостоятельно в ожидании предсказуемого непредсказуемого твиста.

У «Девушки» оказалось куда как больше общего с «Оттенками серого». Скорее всего, потому что точно так же, как у создателей последнего было довольно призрачное климактерическое представление о БДСМ, так же и авторы «Женщины в электричке» не совсем понимают, какую глубину внутреннего падения может нести в себе пристрастие к бутылке или до какой степени опасно соседство с домашним тираном. Вот почему на выходе фильму заметно не хватает расстановки смысловых акцентов, а его структура бессмысленна.

Зачатки психологически обоснованной мотивации получает только Рейчел да исчезнувшая Меган, что, исходя из элементарной поведенческой логики, должно бы привести сюжет к противостоянию если не идеологий, то характеров, но одна для этого всегда слишком пьяна, а другая — слишком слаба на передок. Все это особенно печально на фоне того, что картина могла бы продемонстрировать довольно удачный взгляд на незавидную долю представительниц всех имеющихся на социальном разрезе классов и их проблем, обусловленных половой принадлежностью, за что фильм возненавидели бы феминистки, но полюбили бы на каналах, ставящих в сетку повторы «Отчаянных домохозяек». Здесь кто-то забеременеть хочет, но не может; кто-то — может, но не хочет; кто-то — и может, и хочет. Есть мужчины на любой женский вкус — и беспринципные, и чуткие, и маскулинные. Но режиссеру не хватает иронии, он упорно продолжает играть в заявленный триллер, имея на руках копа, который может посоперничать тугоумием с коллегами из сериала «Милые обманщицы». Он не стремится ни к жанровой пограничности, ни к каким-либо иным съемочным изыскам — Тейлор даже не применяет довольно очевидную игру с пьяным сознанием для создания хичкоковской воронки в кадре или водоворота безжалостного рапида. Использованные им первая приходящая на ум холодная цветовая гамма да безжизненный в целом декор создают такую же анемичную кинематографическую поделку, которая закрепляет три аксиомы – «Алкоголизм – это плохо!» (любимая у сценариста), «Не все экранизации одинаково саспенсичны!» (любимая у кинокритика) и «Фиби Буффе спасет мир!» (любимая у вашего покорного слуги).