Смешная девчонка

Эми (Amy), 2015, Азиф Кападиа

Анна Дедова рецензирует документальный фильм об Эми Уайнхаус.

Полноватая девушка еврейской наружности с энтузиазмом запевает на любительскую камеру «С днем рождения тебя», в промежутках игриво посасывая леденец. Обладательницу необычного голоса зовут Эми Уайнхаус, через пару лет она станет джазовой дивой местного масштаба, а еще через несколько сведет с ума большую часть Земного шара комбинацией таланта, попадающегося среди певиц крайне редко, и сумасбродного образа жизни, встречающегося в шоу-бизнесе слишком часто. Документальный фильм Азифа Кападии проследит весь пройденный ее закрученной челкой путь – от концертов в небольших британских клубах до сорванного стадионника в Белграде, от семейных подростковых неурядиц до роковой взрослой влюбленности.

Эми, рецензия
«Эми», рецензия

Нельзя сказать, что эта картина – вещь сугубо для поклонников Эми Уайнхаус, скорее людей, разбирающихся в музыке на уровне узнавания в лицо не только Jay-Z, но и Тонни Беннета, ну или наоборот. Просто для того, чтобы пережить вместе с героиней всю глубину ее падения, нужно понимать весь масштаб одаренности Эми-поэта и Эми-музыканта, вложившей в формат популярной музыки не просто удачные решения звукозаписывающей студии, а себя, свои переживания, моральные победы и внутренние страдания. Все это переносит ее из разряда питовдоэрти во владимирымаяковские и заставляет смотреть на трагическую судьбу под другим углом. Хотя режиссер старался представить зрителю портрет Уайнхаус за пределами камер официальных мероприятий или вспышек папарацци, отделить ее жизнь от ее же творчества оказалось практически невозможно, особенно во второй половине. Уж слишком тесно личностное саморазрушение певицы начало переплетаться с успешной когда-то карьерой, не позволяя провести однозначную черту между Эми для своих и госпожой Уайнхаус для чужих. Поэтому и кадров неофициальной хроники с приближением к роковому концу становится все меньше, а режиссеру приходится использовать в монтаже все те же «жареные» сенсационные записи и снимки, которые мелькали по ТВ во времена самих происшествий. Но взятый в начале Кападиа курс все-таки вызывает уважение к нему как к доморощенному кинопсихологу. Съемочной группе, перелопатившей любительские записи, удалось показать миру Эми такой, какой знали ее только близкие – не эксцентричной особой, щеголяющей татуировками с обнаженными дамами на видных местах, а простой, доброй и компанейской девчонкой для друзей и глубоко ранимой и уязвимой женщиной – дочерью и возлюбленной.

На фоне жизнеутверждающих документалок, оправдывающе гласящих «Не они такие – жизнь такая», «Эми» смотрится болезненно честно, чем и подкупает зрителей так, что не хочется покидать свое место до последней секунды титров.

Режиссер демонстрирует формирование ее своенравной личности как ответ на проблемы в семье, чудовищную жажду мужского внимания и любви как остатки недоласканности в юности, злоупотребление алкоголем и всеми известными драг-дилерам Лондона веществами как безвольное желание спрятаться от проблем и раствориться в любимом человеке во всем, даже во вредных привычках. Кападиа в своем фильме однозначно отмечает, что Уайнхаус была личностью яркой, но сильной ли? Отнюдь нет. До просмотра кому-то могло бы показаться, что не навались на нее столь мощный пресс славы и денег все могло бы для нее обернуться по-другому. Уже после становится очевидным – не бешеная популярность сломала Эми, а несчастная больная любовь к отцу и супругу, который по своей сути так ничтожен на фоне таланта жены, что его страницы даже нет на Википедии. Если бы даже она и осталась артисткой небольших клубов, а не многотысячных площадок, спасти ее от сшибающей с каблуков зависимости к какому-нибудь пропоице или наркоману это бы никогда не помогло. Ведь если женщина неуверена в себе и хочет быть несчастна, этому не помешают ни рекордные пять Грэмми, ни любовь немногочисленных преданных слушателей. На фоне жизнеутверждающих документалок, оправдывающе гласящих «Не они такие – жизнь такая», «Эми» смотрится болезненно честно, чем и подкупает зрителей так, что не хочется покидать свое место до последней секунды титров. Кроме всего прочего, фильм доказывает еще одно – снимайте на камеру телефонов своих приятелей как можно чаще. Кто знает, когда-нибудь и вы продадите архивные записи для срывающей покровы ленты.