И наказание

Иррациональный человек (Irrational Man), 2015, Вуди Аллен

Сергей Феофанов рецензирует «Иррационального человека» Вуди Аллена

Страдающий тошнотой (в сартровском, разумеется, смысле этого слова) мизантроп Эйб Лукас приезжает преподавать философию в Провиденс, где его уже ждут поклонницы — восторженная студентка Джилл и несвободная преподавательница Рита. Джилл хочет излечить преподавателя от депрессии, Рита хочет уехать с интересным коллегой в Европу, а сам Эйб ничего не хочет и играет со студентами в русскую рулетку. Все меняет случайно подслушанный разговор и решение Эйба доказать городу, миру и себе самому, что он не тварь дрожащая, а право имеет.

Более-менее все увидели в очередном фильме Вуди Аллена только очередной фильм Вуди Аллена, и, на первый взгляд, так все и есть — «Иррациональный человек» выдержан в привычной для мэтра стилистике, да и содержательно ничего нового здесь нет. Закадровые голоса комментируют происходящее, непостижимый Хоакин Феникс (усиленный здесь колоритнейшим пузом) рассказывает про Канта, милейшая Эмма Стоун вращает глазами и слегка переигрывает, а режиссер превращает фарс в трагедию только затем, чтобы в конце фильма вновь превратить ее в фарс.

"Иррациональный человек", рецензия

«Иррациональный человек», рецензия

Жонглируя сразу несколькими жанрами, маэстро создает весьма типичную для себя притчу о том, что многие знания синонимичны многим печалям. В идейном смысле все это здорово напоминает «Серьезного человека» братьев Коэн с той разве что разницей, что новый Аллен куда проще, понятнее и, если угодно, примитивнее. Вкладывая в уста героя Феникса вполне анекдотический пересказ мыслей великих, режиссер даже к интертексту подходит, спустя рукава. Нет, наверное, кого-то может впечатлить идея постмодернистской экранизации «Преступления и наказания», но едва ли настолько прекраснодушным зрителям в принципе интересно подобное кино.

Интереснее всего в «Иррациональном человеке» вовсе не типичные для мэтра трюки, а то, насколько легко 79-летний, на секундочку, автор превращает изрядно потасканный сюжет в живое и в чем-то даже уникальное произведение. Отметить следует и то, что «Иррациональный человек» — своего рода отражение европейского турне режиссера, история о непростых взаимоотношениях континентов, только речь здесь идет не об Америке в Европе (как в тех же «Вики, Кристина, Барселона» или «Полночь в Париже»), а о Европе в Америке. Недаром Эйб предпочитает континентальных философов англосаксам — именно их идеи, по Аллену, являются той чумой, что привела героя к судьбе Родиона Раскольникова.

Закадровые голоса комментируют происходящее, непостижимый Хоакин Феникс (усиленный здесь колоритнейшим пузом) рассказывает про Канта, милейшая Эмма Стоун вращает глазами и слегка переигрывает, а режиссер превращает фарс в трагедию только затем, чтобы в конце фильма вновь превратить ее в фарс

Ну а наиболее примечательной частью фильма становится его интонация, радикально отличающаяся от тех поздних работ Аллена, которые принято называть «проходными». Интонация одновременно печальная и язвительная, интонация, возвращающая нас к «Матч-пойнту» и «Жасмин». В последнее время режиссера немало ругали за старческое благодушие, прямо переходящее в маразм, — что ж, получите и распишитесь, никакой жизнерадостности здесь нет, и даже формальный хэппи-энд оформлен так, что немного страшно. Кому-то стало от этого легче? Дай ответ, коллективный Эйб Лукас.

Не дает ответа.