Оз: Великий и Ужасный (Oz the Great and Powerful), 2013, Сэм Рэйми, рецензия

Ив Мольер травит анекдоты и вычисляет эмоциональный диапазон зубочистки, рецензируя очередную картину Сэма Рэйми

В черно-белом мире без чудес и волшебства жил да был талантливый фокусник Оскар Диггс с большими амбициями и алчной душонкой. На его горе очаровательной улыбки и умения показывать фокусы оказалось недостаточно для того, чтобы схватить за хвост невероятную славу, а потому герою пришлось довольствоваться выступлениями в бродячем цирке. Если бы не сокрушительный смерч, в который по стечению нелепых обстоятельств попал Диггс, развлекать бы ему до конца своих дней капризную и неблагодарную публику, но судьба подкинула ему шанс стать знаменитым в Волшебной Стране Оз и спасти народ от гнета злой волшебницы. А заодно, естественно, влюбиться, найти друзей, исправиться и наполнить свою душу радугой, бабочками и добром.

 «Оз: великий и ужасный» — кино слишком ужасное для детей и недостаточно великое для взрослых.

Сказочный тренд вошел у Голливуда в моду относительно недавно, и надо полагать, что отчасти причиной послужила нашумевшая Бертоновская «Алиса», переделанная на современный лад и раскрашенная в кислотные цвета. Но если Бертон с его утонченным мировосприятием через готические паутины фантазии еще имел шансы вдохнуть в свое детище нужную атмосферу, то Сэму Рэйми, автору «Зловещих мертвецов», пришлось куда тяжелее. Искушенный в создании мрачных ужасов, он превратил сказку в истинную фантасмагорию. На выходе получилась неведома зверушка (жанр с ходу не подберешь), пытающаяся понравиться всем возрастным слоям аудитории одновременно. Более того, лента Рэйми чудовищно напоминает мартышку из старого доброго анекдота: никак не может определиться, куда же ей идти – к умным или к красивым? В итоге оказывается ни с теми, ни с другими. «Оз: великий и ужасный» — кино слишком ужасное для детей и недостаточно великое для взрослых. Однако (парадоксально, но факт) картина добилась успеха и каким-то чудом нашла своего зрителя, за что следует сказать спасибо невероятной сумме денег, благодаря которой компьютерные технологии показали все, на что они только способны. Ну и, конечно, всемирно известным актерам. Возможно, даже слишком известным. Возможно, настолько известным, что их лица уже вызывают киношную аллергическую реакцию. Или того хуже – желание отправить Франко обратно бороться с булыжником в гордом уединении, Милу Кунис вернуть в откровенные сцены очередного ромкома, а Рэйчел Вайс избавить от лишнего макияжа и благословить на опасное путешествие по Египетским пустыням.

Да, фильм чертовски красив. И поначалу он даже пленит волшебным переходом от черно-белой палитры к сочным цветам волшебной страны и невероятному изумрудному дворцу, но потом магия выдыхается, как дешевые духи, а в сухом остатке оказываются персонажи, характеры и чувства которых уходят на второй план. Ибо на первом месте у «Оза» пышный, дающий ядовитые плоды пафос, а также ставка на лица любимых актеров Голливуда. Это печально, но схема сработала на ура. Большинство без труда переварило отсутствие непосредственно сказки в ленте, что свидетельствует только об одном: нашпигованное штампами кино стало нормой для современного зрителя. За симпатичной картинкой можно спрятать безвозвратно ампутированную фантазию сценаристов, упростивших историю настолько, что осталось только противостояние плохих и хороших, разбавленное лютым голливудским экшеном и непрекращающимися женскими склоками, более уместными в каком-нибудь сериале для утомленных жизнью взрослых. Да, безусловно, «Оз: великий и ужасный» — это гарантия визуального удовольствия, но с эмоциональным диапазоном меньше, чем у зубочистки.