Бульба и Тардис

Патруль времени (Predestination), 2014, Майкл Спириг, Питер Спириг

Авторы [ПОСТКРИТИЦИЗМ] рассказывают о лучших фильмах 2014 года. Глеб Тимофеев о «Патруле времени».

Мир будущего, на стыке «Особого мнения» и «Looper»: таймлорды, как будто не читали Брэдбери и не слышали про эффект бабочки, пытаются исправлять неудачное прошлое. Усатый полицейский печального вида путешествует во времени с помощью чехла от скрипки. В дебрях истории он охотится за маньяком-подрывником – у последнего, по-видимому, сходные способности: по крайней мере, ускользать таинственный преступник умудряется на «ура». Но немало времени наш герой проводит, как водится у копов, в баре, с горькими сожалениями поглощая горькую, где и знакомится со странным человеком сомнительного пола и слушает историю его (ее?) жизни, позабыв ко всем чертям и про подрывника, и про бравую полицейскую службу. Слушаем и мы.

Патруль времени

«Патруль времени», рецензия

Predestination – очередная, увы, жертва локализации: в отечественной версии откуда-то вылез «Патруль времени», и зритель, кажется, вправе ожидать сурового лика кого-нибудь сталлонеподобного или брюсуиллисного, да и брутальные афиши соответствуют. Не стоит обманываться: фильм братьев Спириг настолько далек от футуристичного приключения, насколько это вообще возможно. Даже предыдущее – тоже вполне знаковое кино Daybreakers (по иронии судьбы опять же павшее от руки локализаторов) – больше полагалось на отдельные стилистические и идейные моменты, элементы социальной сатиры и недурной визуал, и в меньшей степени на mindfuck и композицию. Сейчас же перед нами эталонный пример деконструктора: в свое время «Хижина в лесу» отменила всякий интерес к стереотипным ужастикам, а теперь еще долгое время, ручаюсь, не будет смысла выступать на тему временных парадоксов, тема закрыта. Общей тональностью Predestination напоминает творчество Винченцо Натали («Химера», «Куб»), а взглядом на устройство мироздания и общим уровнем философской концепции – пожалуй, «Донни Дарко». Здесь история тоже без универсальности, эдакая локальная, но стильная демонстрация непостижимости вселенной, парадокса отдельно взятого сознания. Не будем ударяться в дебри фрактальной геометрии (да и думается, немногие читатели с ней знакомы), но одно из фильма ясно точно – мир имеет тенденцию самостоятельно восстанавливать равновесие, без Adjustment Bureau и прочих людей в черном. А если есть демиург – то вряд ли он действительно обладает высшим разумом, с таким-то индусским кодом, зашитым в функционал жизни. Сбои в матрице и программные костыли на каждом шагу.

«Predestination» крут даже не идеей, а реализацией – законы композиции не выворачиваются модным образом наизнанку с гордыми криками про постмодернизм – нет, они просто сдвигаются по фазе.

Вообще же, без спойлеров и лирических отступлений рассказывать почти невозможно – братья Спириг, пусть и не новые Вачовски (зато братья!), но кино делают оригинальное и своеобразное, каст подбирают нескучный – тут и девушка Сара Снук, эдакая Тильда Суинтон 2.0, и Итан Хоук, которого те, кто не любит сопливые мелодрамы, помнят по самым лучшим образчикам фантастики («Гаттака, к примеру), да и в целом – большие молодцы. Predestination крут даже не идеей, а реализацией – законы композиции не выворачиваются модным образом наизнанку с гордыми криками про постмодернизм – нет, они просто сдвигаются по фазе. И за счет этого фильм всегда на полшага впереди: недостаточно далеко, чтобы потерять интерес и дразниться псведоинтеллектуальностью, но недостаточно близко для полной очевидности. Он сделан изящно, и эту многослойную изящность лучше оценивать самостоятельно и не единожды. Вселенная умирает и восстанавливается каждый тик времени, естественное состояние разума – вечное удивление. Как говорил еще один бедовый путешественник во времени – может, для вас сложновато, но детишкам вашим понравится.