Патруль времени (Predestination), 2013, Майкл Спириг, Питер Спириг, рецензия

Армен Абрамян видит в «Патруле времени» экзистенциальную драму о двойственности человеческой натуры

Рассказ Роберта Хайнлайна «Все вы – зомби» — типичный представитель научно-фантастической новеллистки, имеющей цель не столько рассказать развёрнутую историю, сколько поставить вопрос к возможности развития истории, художественно преподнести оригинальный тезис. Поэтому полнометражные экранизации рассказов Дика, Азимова, Брэдбери и того же Хайнлайна грешат большим количеством сценарной отсебятины, долженствующей насытить литературный концепт динамикой и хоть каким-нибудь сюжетом. К тому же время не стоит на месте и новаторская для своего времени футуристическая атрибутика достаточно быстро становится архаичной и наивной. Братьям Спириг не пришлось трансформировать первоисточник. Лапидарность рассказа позволила без потерь адаптировать его содержание объёмным иллюстрированием, а также снабдить дополнительными сюжетными и философскими наслоениями.

Несмотря на то, что со времён публикации новеллы прошло более полувека, «соответствие времени» в материале смещать не стали. Как и в предыдущих «Дневных преступниках» близнецы-режиссёры вновь вывели альтернативную фантастическую реальность через атмосферу и антураж ретро. Вновь существенное внимание уделено стильному визуальному решению. Вновь в главной роли Итэн Хоук. Голливудская звезда играет темпорального агента из секретной конторы по предотвращению преступлений. Перед уходом на пенсию, он должен выполнить своё последнее задание: из настоящего(1992 год) отправиться  в прошлое (1970) и завербовать одного паренька, пишущего статьи в женские журналы под псевдонимом «мать-одиночка». Этот парень – ключ к поимке террориста, угробившего в семидесятые своими подрывными акциями тысячи жителей Нью-Йорка, но так и оставшимся инкогнито. Знать большее перед просмотром строго воспрещается. Трейлер вообще лучше пропустить. Сюжет запутан, и пластинка перевернётся несколько раз, перед тем как свести изобретательную головоломку к логическому завершению…вопреки всем законам логики. Два главных героя, две истории, два метода подачи. Воспоминания «матери-одиночки» эпохи сороковых-пятидесятых – эстетски-винтажная сатирическая драма. Тема Хоука – напряжённый триллер в духе «Особого мнения» и «Петли времени». Аккуратное вплетение одной линии в другую образует крепкий узел или, лучше сказать, того самого мифологического змея, пожирающего собственный хвост.

Братья Спириг не просто перенесли в кинематографическую форму литературное произведение, они выступили полноценными соавторами классика фантастической прозы

«Предопределение» игнорирует клише характерные для фильмов, завязанных на перемещениях во времени, не муссирует драматические последствия пресловутого «эффекта бабочки». Фактически, это хроника одного поручения одному служащему. Конечно же, поручение особенное, а служащий, разумеется, супергерой, спасающий человечество. Однако все героические подвиги остаются за кадром, в промежутках изображаемых событий. А охрана спокойствия рода людского, каким-то непостижимым образом зависит от ответа на вопрос, что появилось раньше – яйцо или курица. Братья Спириг не просто перенесли в кинематографическую форму литературное произведение, они выступили полноценными соавторами классика фантастической прозы. Хайнлайновская ирония над псевдонаучными гипотезами о темпоральности, которая детям (как и взрослым) не игрушка, перелицована в экзистенциальную драму о двойственности человеческой натуры, о роковой предопределённости человеческой жизни от смерти до рождения. И не вздумайте оспаривать данную хронологию, помните: все вы – зомби, а посему не ведаете, что творите. Но и не забывайте: «никогда не поздно стать тем, кем вы возможно когда-то были»