Пиф-паф, ты убит!

Перестрелка (Free Fire), 2016, Бен Уитли

Редакция [POSTCRITICISM] благодарит портал КИНОАФИША.info за приглашение на предпремьерный показ.

Виктория Горбенко о том, что лучшие вещи порой абсолютно бессмысленны, а Арми Хаммер умеет быть смешным

70-е годы прошлого века. США, штат Массачусетс. На территории портового склада должна состояться сделка по продаже крупной партии винтовок М-16. Пара бойцов ИРА (Киллиан Мёрфи, Майкл Смайли) с одной стороны, экспрессивно-самовлюбленный шут (Шарлто Копли) и его мозговитый товарищ, попертый из Черных пантер (Бабу Сизей) — с другой. Также в игре два медиатора: красотка Жюстин (оскароносная Бри Ларсон) и не менее симпатичный бородач Орд (Арми Хаммер). Сделка изначально не выглядит слишком честной, но ее участникам с трудом удается балансировать на грани корректности, пока случайный конфликт не катализирует перестрелку. Кто же знал, что накануне в баре водитель продавца (Джек Рейнор) набил лицо грузчику покупателя (Сэм Райли), защищая честь сестры.

«Перестрелка», рецензия

Бен Уитли, превративший предыдущим фильмом чудесный баллардовский постап в утомительное формалистское упражнение, кажется, взялся за ум. Замах «Перестрелки» ощутимо меньше, но парадокс заключается в том, что самые лучшие вещи порой абсолютно бессмысленны. По сути, это просто увлеченная игра в жанр. Кино не претендует ни на посмодернистский драйв Квентина Тарантино и Гая Ричи, ни на серьезное осмысление блеска и *духовной* нищеты криминалитета, характерное для раннего творчества Мартина Скорсезе, выступившего исполнительным продюсером картины. Может даже показаться, что «Перестрелка» — сугубо вторичный продукт, где звездный каст, одетый по моде 70-х с обязательными брючными костюмами, пестрыми рубахами и лаконичными водолазками, рубится в войнушку под винтажный саундтрек. Но Уитли решает здесь интересную режиссерскую задачу.

«Вряд ли «Перестрелка» может стать для кого-то откровением, но Уитли смог смастерить нестыдный аттракцион из пары винтовок и такой-то матери. Действие сохраняет стойкую динамику, несмотря на то, что логистика героев ограничена тремя основным пунктами: комнатой с телефоном, по которому можно позвонить, грузовичком, на котором можно сбежать, и чемоданом с деньгами, который очень хочется заполучить. В конце концов, желая прикупить партию М-16, нужно понимать, что иногда AR-7 – лучший товар на рынке»

«Перестрелка» — камерное кино, где полтора часа разыгрывается сцена, обычно занимающая несколько минут в общем хронометраже нормального боевика. Декоративная кровожадность сочетается с цирковой комичностью. Герои истерично палят по чужим и своим, в конечном итоге потеряв понимание, где чьи. Пули свистят, рикошетят, иногда попадаю в цель, но чаще – мимо. Участники бойни ловят снаряды и расползаются по складу, подволакивая травмированные конечности. При этом все смачно матерятся и вступают в нахальные перебранки, которые делают царящий балаган еще занимательнее. Удивительно, что самым смешным героем оказывается не героиновый наркоман, словивший приход между огнестрельными очередями, не экстравагантный торговец оружием и даже не умник, изображающий что-то среднее между Джулсом Уиннфилдом и человеком-швейцарским ножом. Самый смешной здесь – интеллигентный громила Орд, с классическим покер фейсом отпускающий лучшие остроты.

Вряд ли «Перестрелка» может стать для кого-то откровением, но Уитли смог смастерить нестыдный аттракцион из пары винтовок и такой-то матери. Действие сохраняет стойкую динамику, несмотря на то, что логистика героев ограничена тремя основным пунктами: комнатой с телефоном, по которому можно позвонить, грузовичком, на котором можно сбежать, и чемоданом с деньгами, который очень хочется заполучить. В конце концов, желая прикупить партию М-16, нужно понимать, что иногда AR-7 – лучший товар на рынке.