50 оттенков рассвета

50 весенних дней (Aurore), 2018, Бландин Ленуар

Виктория Горбенко рассказывает о картине Бландин Ленуар

Авроре около пятидесяти, она разведена (хотя формально — нет), вырастила двух дочерей, одна из которых ждет ребенка, а другая громко сожительствует с миловидным испанцем в маминой квартире. Аврора работает официанткой, но после смены руководства опрометчиво решает найти новую работу, что оказывается не так-то просто для соискательницы ее годов. Аврора случайно встречает свою первую любовь, с которой рассталась ради бывшего мужа, и с надеждой начинает ворошить угли давно забытых чувств. Аврора находится в том возрасте, когда женщина исполнила свое основное предназначение и вынуждена сделать выбор: обреченно тлеть, испивая остаток дня, или взойти новой зарей, вопреки безжалостной менопаузе.

Кадр из фильма «50 весенних дней»

«50 весенних дней» — очень женское кино, снятое женщиной о женщинах и для женщин. Идя вразрез с трендами, оно не притворяется, что различий между полами не существует, и эта честность делает разговор глубже и предметнее. Правда, мужчинам может стать или скучно, или неловко от подробного обсуждения нарушений гормонального фона, вызванных взрослением, беременностью и климаксом. Чувство юмора французской постановщицы Бландин Ленуар живое, но неровное. Немного грустные шутки «между нами, девочками» перемежаются с грубыми поведенческими гэгами. Забавные черты главной героини сводятся к утиной походке и возрастными проблемами с терморегуляцией. На комедийном фоне ее легко переигрывает лучшая подруга, современная пикареска, которую даже зовут Мано — созвучно первой французской плутовке Манон Леско, а затем и семидесятилетняя работодательница с голосом и манерами гусеницы из советского мультика про Алису.

«50 весенних дней» — очень женское кино, снятое женщиной о женщинах и для женщин. Идя вразрез с трендами, оно не притворяется, что различий между полами не существует, и эта честность делает разговор глубже и предметнее

Будучи комедией о сложном возрасте, фильм не высмеивает проблемы, а легонько подтрунивает, не теряя ощущения их важности. Ленуар по-женски осторожно заходит на социальное поле. Она касается гендерного неравенства в сфере труда и таких исключительно женских проблем, как совмещение профессиональной деятельности с воспитанием детей и унизительной зависимости работниц с малым трудовым стажем от наличия в их жизни мужской поддержки. Но хождение героини по мукам трудоустройства лишь придает необходимый объем фону, созданному для ее субъективных переживаний.  «50 весенних дней» предсказуемо оборачиваются гимном новой жизни, которую никогда не поздно начать. Они не создают ощущения чрезмерной легкости, не пытаются убедить в том, что пятьдесят – это то же самое, что двадцать пять, а пара десятилетий, потраченных впустую из-за ошибок молодости, повернутся вспять. Дети взрослеют, морщины не разглаживаются, а юбка из синтетики не становится кожаной. Но, вопреки каждодневным разочарованиям, навстречу новой Авроре лучше двигаться с оптимизмом.