Песня о Свободе

Жги!, 2017, Кирилл Плетнёв

Дмитрий Котов — о режиссерском дебюте Кирилла Плетнёва

Шоу «Голос» находится на пике популярности уже не один телевизионный сезон, подталкивая ряд отечественных каналов не отставать от «первой кнопки» и разрабатывать похожий контент. Обаятельный актер и телеведущий Кирилл Плетнёв, до сей поры в качестве режиссера выпустивший только несколько короткометражек, решил использовать модные тренды и снял музыкальную комедию о стремительном скачке несостоявшейся певицы из глухой провинции на голубой экран и в топы «Ютуба». За гламурной афишей спряталась драматичная история измотанной и закомплексованной женщины, почти потерявшей надежду склеить разбитую детскую мечту о большой сцене.

Симпатичная маленькая девочка по прозвищу Ромашка чисто и проникновенно поет на сцене актового зала женской колонии «Старинные часы» Аллы Пугачевой. Аккомпанирующая ей бабушка внезапно умирает прямо во время выступления. Трагическое событие становится для Ромашки серьезным психологическим испытанием, заставляя сложить лепестки, закрыться в себе и почти завять, между делом заглушив и природные порывы к проявлениям женственности. Прошло много лет, теперь Ромашка — Алевтина Петровна Романова, суровая надсмотрщица все в том же исправительном учреждении — орет на подопечных командирским голосом, не пользуется косметикой и в служебной форме не сильно отличается от мужика. Даже начальник Иваныч порой кажется более мягким и доброжелательным, а потому вместе с коллегами дарит Алевтине на юбилей караоке. Именинница не рада скорым проводам на пенсию, в силу чего, не устояв перед тоской и нахлынувшей ностальгией, подогретая алкоголем, прямо на работе распаковывает подарок и во все горло исполняет ту самую песню, не подумав зашторить окна… Наутро ролик с задушевным пением дамы-надзирателя уже обсуждает весь интернет, СМИ срывают телефоны, а в захолустный Апрельск за новоявленной звездой приезжает лично Ольга Бузова — ведущая нового музыкального шоу «Зажги».

«Жги!», рецензия

Ключевой конфликт фильма — незримая борьба мужеподобной агрессивной бабы и хрупкой цветущей женщины внутри героини Инги Оболдиной. Не давая спуску осужденным, она прогибается под авторитарного мужа, который давно не помнит слов любви, но исправно огрызается, пожирая борщи на кухне. Не пьет запойно — и то радость. Поставившая крест на своих детских грезах, Алевтина жаждет, чтобы дочка реализовалась вместо нее — улыбчивая Шурочка неплохо поет под гитару «Виа Гру», занимается с репетитором, но все же понимает, что музыкальное училище — не ее судьба. Подарком свыше становится приглашение Бузовой, не впервые органично играющей саму себя, на этот раз в слегка гротескном образе блондинки-репортера. Помочь Романовой осуществить манящую мечту, вырвавшись из болота бытовухи, может только дерзкая и стервозная Мария Стар — заключенная с инвалидностью и консерваторским образованием.

Хромая — это персонаж-ключ, именно она катализирует все изменения, происходящие с Алевтиной на протяжении фильма, принуждает перестать врать себе и поступать по зову сердца. Сценарная установка прямолинейная, но четкая и действенная. Именно Маша кричит, указывая на убийцу юной узницы колонии, не боясь серьезных связей генеральского сыночка, упивающегося безнаказанностью. Ведь ей уже нечего терять, нечего бояться, и это дает невероятную силу духа в противовес телесной слабости. Своим вызывающим поведением она учит каменную Ромашку не только вокальному мастерству, но и искренности, а главное — самораскрепощению. Свобода становится одним из ключевых понятий ленты, ставя перед зрителем прямой вопрос: кто в этой истории на самом деле заключенный? Что страшнее — терпеть физические ограничения за стальными решетками или быть заложником сложившихся обстоятельств, кондовых правил, коррупционных схем, страхов, комплексов, социальных и поведенческих стереотипов?

«Жги!» — кино, несмотря на комедийный жанр, трогательное и серьезное, о настоящей мечте, жажде справедливости, внутренней свободе и самоуважении, в котором, однако, потеряна динамика и чувствуется дисбаланс: где-то не дотянуто, где-то пережато

Кино во многом держится на двух трудолюбивых артистках, за спинами которых рассеянно чешет лысину Владимир Ильин, шествует свадебным генералом Татьяна Догилева и смущенно улыбается Анна Уколова. Помимо отлично сыгранных Оболдиной и Исаковой женских образов, нельзя не отметить со знаком плюс и работу гримеров, способных внутренние метаморфозы подкрепить внешним превращением из Золушки в принцессу.

«Жги!» — кино, несмотря на комедийный жанр и шутейки про «Дом-2», трогательное и серьезное, о настоящей мечте, жажде справедливости, внутренней свободе и самоуважении, в котором, однако, потеряна динамика и чувствуется дисбаланс: где-то не дотянуто, где-то пережато. Последняя треть фильма, предвещающая смелый, но в меру реалистичный, закономерный, но слегка смазанный финал, изобилует стандартными сюжетными ходами с захватом заложников и магией прямого эфира, испытывая дефицит оригинальных идей. Развязка изо всех сил старается не выглядеть голливудской, но в полной мере это ей так и не удается. При общем приятном впечатлении в глаза бросаются несовершенство сценария и недостаток режиссерского опыта.