Тихое место (A Quiet Place), 2018, Джон Красински

Артур Корнилов — о хорроре Джона Красински

Облизанный со всех сторон критиками (посредством высоких рейтингов) и зрителями (посредством эпичнейших кассовых сборов) хоррор «Тихое место» обещал открыть новые горизонты в жанре, но на деле даже бутылки пива открыть не в состоянии. Диск вероломно треснул, отказавшись открывать пиво.

На дворе примерно восьмидесятый день с момента наступления повсеместного апокалипсиса, но человечество уже успело отупеть до уровня прямоходящих амёб. Роскомнадзор заблокировал все громкие звуки, но до Телеграма так и не добрался. Многочисленное семейство бродит босиком по заброшенному супермаркету в поисках чего-нибудь и лекарств от хвори. Как нетрудно догадаться, шуметь категорически воспрещено, потому в кадре происходит многозначительное молчание и язык жестов с выпученными глазами, ибо без слов мимика работает не на драматизм, а на дебилизм. Потому в целях повышения градуса драматизма рекомендовано пучить глаза, чтоб вываливались как у Шварценеггера во «Вспомнить всё». Намородёрствовав вдоволь, семейство отправляется домой, позабыв о самом малом своём члене, что возжелал поиграть с игрушечным космическим кораблём на батарейках, который мигал и шумел. Батареек в корабле не оказалось, но малец оказался не пальцем делан и батарейки нашёл. По всему видно, что Джон Красински, тот лох из крутого сериала «Офис», ознакомился с мультсериалом «Гравити Фолз», где в идентичном эпизоде про саммеруинского ловкача Сус тоже догадался вставить в игрушку батарейки. Что особенно забавно, даже дизайн тварей отчасти напоминает «Гравити Фолз», но об том потом. В итоге глава семейства сумел воспрепятствовать возникновению шума — можно выдыхать.

Сцена следующая. Семейство идёт босиком по улице в сторону дома. Почему босиком? Так тише, от обуви шум. А вот от одежды или ото рта, когда наступишь на ржавый гвоздь – вероятно, нет. Тут малец, отставший от родителей метров так на пятьдесят, достаёт из кармана космический корабль и начинает им усиленно шуметь, своей тупизной доказывая — он родной. Папаша не успевает до сына добежать, как того схватывает некоторое существо, которое далее дадут рассмотреть крупным планом. Внешний вид очень напоминает демогаргона из «Странных дел» и ловкача из «Гравити Фолз», только вместо головы у него светильник ИКЕА ПС2014.

Кадр из фильма «Тихое место»

Сынка в итоге не стало. Учитывая, как легко и тупо семейство его потеряло, возникали мысли, что это не первый сгинувший ребёнок, а примерно сотый, и семейству осталось недолго, но выяснилось, что это был первый инцидент за долгое время, после которого семейство ещё целый год жило спокойно и без потерь, а папа с мамой под шумок (хехе) заделали замену сгинувшему дебилёнку. Повествование возвращается к зрителю как раз в тот момент, когда мама родит со дня на день. Утрата младшенького не прошла бесследно, а потому все ходят хмурые, и никто ни с кем не разговаривает. Естественно, при таком раскладе никакого экшена быть не может. А посему начинают происходить безмолвные драмы и конфликты на ровном месте, а мама наступает на торчащий гвоздь — семейство живёт в том же доме, в котором Кевин Макалистер устроил войну незатейливым ворам, а потому гвозди там торчат на каждом шагу.

В итоге дом крошится в капусту, мамаша героически рожает и героически спасает новорождённого, а папаша героически жертвует собой, громко крикнув, дабы отвлечь внимание гнвоерка. Снято, конечно, недурно и местами очень красиво. Но вот на новую главу в жанре хоррора такое тянет едва ли.

«Тихое место» хорошо только задумкой и удачной актёрской игрой, именно удачной, а не хорошей, ибо персонажи больше пучат глаза и напрягают мимические мышцы, нежели играют. В остальном это обыкновенный хоррор с необычными монстрами, которые, однако, совсем не пугают. Они харизматичные, зловещие, но не страшные. Это не гигеровский чужой или карпентеровское нечто, которые действительно дёргали за какие-то подсознательные ниточки и пугали. Гнвоерки – это просто зубастые брутальные мазафаки типа тех, что был в войне без конечностей за путаноса. Очевидно, что главным пугателем в таком случае должна была стать атмосфера, чего, впрочем, не произошло.

Обыкновенный хоррор с необычными монстрами, которые, однако, совсем не пугают. Они харизматичные, зловещие, но не страшные. Это не гигеровский чужой или карпентеровское нечто

Можно провести аналогию. Принято ругать всякие «Астралы» и «Паранормальные явления» за то, что там способ пугания весьма примитивен и однобок. Вот герой крадётся по коридору и бац – на весь экран огромная страшная морда. Примерно тот же приём применяет Красински в «Тихом месте», только вместо страшной морды на весь экран у него используется громкий звук на всю колонку. Всё действие фильма происходит в кромешной тишине, так что даже почёсывание иной раз может испугать, а тут ребёнок лампу уронил. У нас вот двух человек реанимация увозила от такого испуга. Прямо с сеанса увезли.

Впрочем, критики в восторге, зрители им вторят. Странно. По сути «Тихое место» в отличие от других относительно качественных хорроров, — это как попробовать сладкий поп-корн, когда всю жизнь ел солёный (тут изначально было сопоставление говна с солью и говна с повидлом, но редакция не пропустила – прим. автора), неистово нахваливая повара за то, что он просто поменял специю. Так и «Тихое место» — обыкновенный хоррор, только немного в профиль.

Быть может, когда-нибудь догадаются снять фильм в кромешной тьме, где пугающими моментами будут вспышки света. Быть может, такой день настанет. Быть может, тогда «Побег из Шоушенка» наконец покинет все мыслимые и немыслимые топы. Кстати, из последних новостей. В обновлённом рейтинге бойцов-тяжеловесов первое место занимает «Побег из Шоушенка».