//Brother, oh sister: Рецензия на “Братьев Систерс” Жака Одиара

Brother, oh sister: Рецензия на “Братьев Систерс” Жака Одиара

Brother, oh sister

Братья Систерс (The Sisters Brothers), 2018, Жак Одиар

Артур Сумароков рассказывает о новой работе Жака Одиара

Наемники (и по совместительству родные братья Чарли и Элай Систерс) по поручению таинственного Командора отправляются по горячему следу некоего Уорма. Впрочем, за самим Уормом следит другой наемник по фамилии Моррис, сливающий всю ценную информацию о передвижениях первого братьям Систерс. Однако выполнить приказ Командора не получится, ибо и Уорм с Моррисом окажутся не так просты.

Кадр из фильма «Братья Систерс»

«Братья Систерс» Жака Одиара обескураживают, в первую очередь, тем, до какой степени этот фильм является посконным, даже архаичным вестерном, будто бы специально выдернутым из эпохи золотой эры этого жанра. Одиар, дебютируя с этим фильмом в Голливуде, как и Серджио Леоне в 60-70-х годах, исследует эту безусловную матрицу американской массовой культуры, избегая, впрочем, нарочитого гротеска и гиперболизации, столь характерных для спагетти-вестернов Леоне. «Братья Систерс» выделяются как раз в своей старомодностью, ведь любое обращение к чистому жанру сейчас – это, по меньшей мере, интересно. Одиар отсекает от фильма все лишнее, все, что кажется ему несущественным, и всё, что не принадлежит к плоти и крови жанра. Нет выворачивания наизнанку жанровых клише, как у Тарантино в «Джанго освобожденнном» или «Омерзительной восьмерке», умноженных троекратно на самодовольную синефилию, как нет и излишнего захода на шокирующие тропы, проделанные не без удовольствия С. Крейгом Залером в «Костяном томагавке». Одиар, будучи «посторонним», предоставляет собственное прочтение вестерна, погружая и себя, и зрителей в экзистенциальное томление, которое будет изредка взрываться сценами насилия, ведя, тем не менее, к не самому предсказуемому финалу.

Литературная основа сценария фильма – объемный роман канадского беллетриста Патрика Девитта, с которым у фильма Одиара имеются значительные расхождения, добавившие в драматургию ленты новых красок, точнее даже – полутонов; которые способна дать только кинокамера и медиум кинематографа (имеющий столь же богатый вокабуляр, что и литература). Того, что автор книги часто старается проговорить напрямую или уйти в отвлеченную рефлексию, Одиар старательно избегает, добиваясь концентрированной власти мелочей, которыми пронизан практически каждый кадр этого скромного по зрелищности, но драматически насыщенного фильма, буквально протипоставленному полифонии «Баллады о Бастере Скраггсе» Коэнов. Детали эти, заметные в многочисленных диалогах братьев или в том, как оператор ленты Бенуа Деби удерживает взгляд камеры на фактуре Дикого Запада, создают тот необходимый уровень погружения, без которого кино не может быть удачным. Одиар не стремится к стопроцентной литературного текста на экране, поскольку кинематограф является абсолютно иным пространством для авторского высказывания: визуальным, нарративным, аудиальным. Соответственно, Одиар, с легкостью отталкиваясь от авторского текста, формирует свой, в котором конечной целью пути братьев Систерс станет не искушение, но их искупление.

«Братья Систерс» Жака Одиара обескураживают, в первую очередь, тем, до какой степени этот фильм является посконным, даже архаичным вестерном, будто бы специально выдернутым из эпохи золотой эры этого жанра. Одиар, дебютируя с этим фильмом в Голливуде, как и Серджио Леоне в 60-70-х годах, исследует матрицу американской массовой культуры, избегая, впрочем, нарочитого гротеска и гиперболизации

Одиар сосредотачивается на психологическом рисунке главных героев, максимально избавляя сюжет ленты от излишней динамики. Гораздо больше режиссёра интересует внутренняя работа персонажей, нежели внешняя, выразительная аффектация. Достаточно сказать, что Чарли и Элай много и охотно говорят, но гораздо больше про них «говорит» их молчание. Конечно, фильм Одиара не заходит на территорию беззастенчивой притчи, того же «Великого молчания» Корбуччи, в котором жанровая форма вестерна была разбита содержанием. Жак Одиар снял кино про обычных людей, даром что наемных убийц, которые, погнавшись за очередным длинным долларом, сумели, наконец, разобраться в самих себе и своих взаимоотношениях с миром, в котором каждый охотник может сам однажды стать жертвой.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2018 | Сюжеты: Венеция | География: США
Автор: |2019-01-15T13:03:23+03:0014 Январь, 2019, 11:26|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Артур Сумароков
Гедонист, нигилист, энциклопедист. Укротитель синонимических рядов и затейливого синтаксиса. Персональный Колумб Посткритицизма, отправленный в плавание к новым кинематографическим землям. Не только знает, что такое «порношаншада», но и видел это собственными глазами. Человек-оркестр, киноманьяк, брат-близнец Ртути. Останавливает время, чтобы гонять на Темную сторону Силы и смотреть артхаус с рейтингом NC-17. Возвращается всегда с печеньками.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok