Дарья Смолина перестала бояться, полюбила корейские сериалы и подготовила путеводитель по основным моментам жанра
Сериалы производства Южной Кореи, на родине именуемые драмами, а в СНГ – дорамами, – уникальное для мирового телевидения явление, завоевавшее сердца поклонников по всему миру. Поначалу дорамами называли преимущественно японские проекты, однако стремительное распространение на запад Халлю – волны популярности всего, произведенного в Корее, сместило зрительское внимание в сторону этой небольшой страны. Как и родственный K-pop, дорамы стали глобальным феноменом, и в этом им помог ряд уникальных черт.
Формат
В отличие от сериалов других стран, проекты производства Южной Кореи имеют только один сезон, состоящий из 12-20 эпизодов продолжительностью 60 минут. Больше серий обычно имеют исторические дорамы и редкие затяжные мыльные оперы. Съемки могут проходить как заранее, так и параллельно с показом, при этом сюжет может изменяться в зависимости от отзывов зрителей. Фиксированное число эпизодов становится бичом многих сериалов, которые так редко выдерживают заданный на старте темп до конца, что затянутость успела стать их особенностью. Одна из причин популярности дорам – многообразие представленных сюжетов, которые, вопреки названию, драмой не ограничиваются. Охватывая все возможные жанры от триллера до фэнтези, корейские сериалы могут угодить всем, вне зависимости от пола, возраста и интересов.
Лунный свет, нарисованный облаками (Gureumi Geurin Dalbit), 2016
Целевой аудиторией исторических дорам, называемых сагык, долго время оставалось старшее поколение. Авторы попытались привлечь и молодежь, добавив в сухие сюжеты романтику, неожиданные повороты и дворцовые интриги. “Лунный свет”, ставший хитом среди всех возрастов, повествует о девушке, притворяющейся евнухом при дворе правителя.
Любовная линия
Каким бы ни был жанр дорамы, любовная линия наверняка играет в ней ключевую роль. Хотя невероятно популярными остаются романтические комедии, даже в центре боевика может быть пара, за чьи отношения непременно будут переживать зрители. Любовь здесь чиста и жертвенна, очень часто пронесена из юности (редкие герои не встречались в детстве), и непременно побеждает все препятствия. Возможен любовный треугольник, в котором, впрочем, все вполне определенно, а третий лишний, часто более харизматичный, чем главный герой, непременно останется с разбитым сердцем. Дорамы без хэппи-энда – абсолютная редкость, и такая предсказуемость не недостаток, а важный бонус, ведь они как капля незамутненной романтики в море серой повседневности.
Потомки солнца (Taeyangui Huye), 2016
Военная мелодрама о капитане армии и враче стала хитом как в Корее, так и за ее пределами. Сочетание серьезных тем и красивой романтической истории покорило сердца зрителей по всему миру. Настоящим подарком для фанатов сериала стало то, что исполнители главных ролей Сон Чжун Ки и Сон Хе Гё перенесли экранные отношения в реальность – пара поженилась в 2017 году.
Поцелуи
Консервативная Южная Корея очень сильно отстает от раскованного Запада в отношении проявлений чувств. Герои довольно нескоро начинают держаться за руки, а к поцелую подходят так неспешно и робко, что он становится для пары поворотным моментом. Многие годы экранные поцелуи оставались совершенно синтетическими и неестественными, постепенно становясь немного смелее. В 2018 году многие фанаты жанра отметили явный прорыв – выражений чувств стало гораздо больше, намеков на интим тоже, впрочем секс и сексуальность до сих остаются табу для телевидения. Такая наивность и целомудренность добавляет дорамам обаяния и выделяет их среди сериалов других стран, где события развиваются более стремительно. Отношения между персонажами полны неуловимых мгновений близости, которые показывают зарождение чувств. Такие моменты всегда типичны: кажется, один и тот же велосипедист колесит из дорамы в дораму, сбивая девушку прямо в объятья кавалера.
Персонажи
Образы главных действующих лиц чаще всего соответствуют типажу. Он успешен, умен, хорош собой, но часто закрыт, резок и имеет темное прошлое вкупе с психологической травмой. Она легка, непосредственна, но настойчива и готова выносить все тяготы, что помогает растопить лед в сердце главного героя. Часто оказывается, что он, холодный и даже жестокий на первый взгляд, лишь скрывает от других свою уязвимость и доброту. В такого героя невозможно не влюбиться, ведь превращение лягушки в принца остается прекрасной сказкой, особенно если земноводное так обаятельно. Персонажи не обремененные мрачной предысторией и тяжелым характером чаще становятся третьим лишним, чем главным героем, но в этих редких случаях выделяются очарованием и широтой романтических жестов.
Что случилось с секретарем Ким? (Kimbiseoga wae geureolkka), 2018
Главный герой офисного ромкома – типичный пример персонажа с невыносимым характером, который будет перевоспитан на пути к хэппи-энду. Босс в исполнении Пак Со Чжуна любит только себя, слишком строг к подчиненным и упорно не замечает людей вокруг, в том числе преданного секретаря. После многих лет плохого отношения девушка решает уволиться, что заставляет начальника переосмыслить свое поведение и приводит к множеству комических ситуаций.
Социальное неравенство
Главный герой дорамы непременно успешен в своем деле, и в этом ему помог либо незаурядный талант, либо связи и унаследованные деньги, часто – и то, и другое. Героиня всегда ниже статусом, происходит из небогатой семьи и несмотря на трудолюбие живет от зарплаты до зарплаты. Финансовое и общественное неравенство часто становится конфликтом в дорамах, нажитое богатство противопоставляется заработанному, простое происхождение – серебряной ложке во рту. Однако всемогущая любовь в финале сглаживает все конфликты, а героиня, подобно Золушке, становится невестой принца/президента компании/наследника большого состояния.
Наследники (Sangsokjadeul), 2013
Сериал, познакомивший многих с жанром, повествует о девушке из бедной семьи, попавшей в частную школу, в которой учатся сплошь наследники крупных корпораций. Происхождение становится не только источником многих проблем для героини, но и препятствием на пути к ее счастью. Некоторые аспекты и приемы, использованные в дораме, не выдерживают испытания временем, однако центральный конфликт – имущественное неравенство – продолжает оставаться актуальным.
Иерархия
По сериалам очень легко получить впечатление о традициях и культурных особенностях Южной Кореи. Рабочие и семейные отношения – всегда важная часть дорам, а вся жизнь в стране подчинена строгой иерархии – по общественному положению, возрасту, профессиональному уровню, образованию, полу и семейному положению. Отсюда и целая система официальных обращений и социальных ритуалов, которыми пестрят сериалы: члены семьи говорят друг с другом официально, старшинство детей имеет первоочередное значение, спрашивать о возрасте, чтобы понять, как именно обращаться, – норма. Перечить начальству не принято, необходимо кланяться вышестоящим и помнить свое место, что может стать источником конфликта в дорамах, действие которых происходит на рабочем месте.
Небесный замок (SKY Kaeseul), 2018
Сатирический сериал, повествующий о жизни богатых семей Сеула, побил все рейтинги просмотров еще до окончания. В нем затрагиваются многие волнующие темы: семейные приоритеты и ценности, отношения между поколениями, но в первую очередь – нездоровые амбиции родителей в отношении образования своих детей. Целевая аудитория, впрочем, мораль не поняла: корейские порталы сообщают, что спрос на частных репетиторов, которые помогают с поступлением в престижные вузы, после начала показа только возрос.
Красота
Страна айдолов и эгьё знаменита своей индустрией красоты, что, естественно, не могло не отразиться на сериалах. Бывает сложно понять возраст персонажей, и не только потому, что тридцатилетние актеры могут играть студентов, а вчерашние подростки – героев значительно старше себя. Все лица прекрасны и ухожены, морщины позволительно иметь лишь старикам, а дети выглядят немногим младше матерей. Внешность играет решающую роль при выборе исполнителей главных ролей. Для мужчин важны рост, сложение, харизма, для женщин – хрупкость, тонкие черты и лицо в форме буквы V. Очень часто актерами становятся поп-исполнители, и такой выбор может ударить по качеству проекта, при этом обрекая его на успех. Нередко ярче всего себя проявляют не безупречные главные герои, а актеры второго плана: выразительные и характерные, они отвечают за юмор.
Радио Романтика (Radio Romaenseu), 2018
Каст дорамы о служебном романе на радио выделился не только наличием двух участников айдол-групп – Юн Ду Джуна из Highlight и Юры из Girl’s Day, но и несоответствием между возрастом персонажей и актеров. Между главными героями в исполнении Ду Джуна и Ким Со Хён на момент съемок было десять лет разницы – 28 и 18 лет соответственно. Не только ее персонаж был старше реального возраста, но и одного из второстепенных персонажей, 28-летнего врача сыграл 20-летний актер. Женские действующие лица с каждым годом становятся моложе: если раньше средний возраст ведущих актрис составлял 30 лет, то в последние годы снизился до 25.
Алкоголь
Соджу – неотъемлемая часть повседневной жизни Южной Кореи, поэтому на экране пьют много и регулярно, а поход в бар с друзьями или коллегами становится важным общественным ритуалом. Сериальные попойки часто заканчиваются отключкой, один из персонажей тянет несчастного домой, а кого-то непременно тошнит, иногда прямо на других людей. Удивительно, что в Корее, где существует политика нулевой толерантности к наркотикам (в том числе марихуане), употребление алкоголя не вызывает осуждения, и это не единственное противоречие. В дорамах открыто говорят о физиологических функциях: расстройство желудка – непременный двигатель сюжета, упоминаемый без всякого стыда, тогда как интимные отношения если и происходят, то где-то далеко за кадром.
Силачка До Бон Сун (Himssenyeoja Do Bong-sun), 2017
Сцены, в которых персонажи помогают кому-то добраться домой после продуктивного похода в бар, для дорам не редкость. В фантастической комедии о девушке с суперсилой этот сюжет был перевернут с ног на голову, когда хрупкая на вид героиня несла на себе даже не одного, а целых двух парней, не рассчитавших с выпивкой. Недавно появились новости о запуске американского ремейка с рестлершей Рондой Раузи в главной роли. Будет ли воплощена такая спорная идея в жизнь, покажет время.
Продакт-плейсмент
Всё в Корее призвано быть товаром: услуги, развлечения, продукция, и сериалы, столь популярные как за рубежом, так и на родине, тоже стали одним из способов рекламы. Согласно недавнему исследованию, в дорамах показывают в среднем 57 продуктов на эпизод, от автомобилей и бытовой техники до продуктов питания. Иногда реклама не слишком заметна, иногда вшита в сюжет белыми нитками, и такая беззастенчивость не раздражает, а скорее забавляет. Особенно отличился продакт-плейсмент сети Subway, чьи закусочные персонажи посещают с завидным постоянством.
Саундтрек
OST играет важную роль и обычно состоит из нескольких оригинальных музыкальных тем, чаще всего баллад или легких поп-композиций. Ряд исполнителей прославились именно благодаря ярким саундтрекам, однако часто в записи участвуют и сами актеры (многие из них, как мы помним, певцы). Мелодии могут звучат не единожды, создавая настроение для определенного рода сцен. Повторяться могут и романтические моменты, показываемые во флешбэках, одна сцена может показываться с разных углов (в корейских развлекательных шоу этот прием служит для усиления комического эффекта). Однако это все больше уходит в прошлое, дорамы становятся все менее клишированными, а их качество постоянно растет.
Король шоппинга Луи (Shoping-wang Ru-i), 2016
Муж на сто дней (Baekirui Nanggunnim), 2018
Нередко актеры не только играют роли определенного типажа, но и появляются в сериалах с очень похожим сюжетом. Один из примеров – две драмы с участием Нам Джи Хён, в которых ее персонаж начинает заботиться о парне, который ничего не помнит о своем прошлом, но явно имеет непростое происхождение. Основное различие состоит в периоде, в котором происходит действие.