Лучшие фильмы 2020 года по версии Армена Абрамяна: Брэндон Кроненберг, Валерий Тодорвский, Кристи Пую, Чарли Кауфман и другие
12. В чужой шкуре
![v-chuzhoi](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/01/v-chuzhoi.jpg)
Брэндон Кроненберг – достойный наследник своего великого отца. Всё, за что мы любим «мутационный» кинематограф Дэвида Кроненберга, есть в «Обладателе». Этот липко-вязкий сплав «Видеодрома» и «Экзистенции» выглядит чересчур нарочитым оммажем сына отцу (включая участие в одной из ролей Дженифер Джейсон Ли). И если это так, то опустошающий жестокий финал можно понимать и как метафорическое освобождение от родительского наследия. Следующий фильм Брэндона покажет, насколько успешно перерезана пуповина.
11.Гипноз
![gipnoz](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/02/gipnoz.jpg)
Валерий Тодоровский, обычно предпочитающий рассказывать жанровые коммерчески ориентированные истории, вот уже во втором фильме подряд, решается говорить о личном автобиографическом опыте. Предыдущая «Одесса» затрагивала детские воспоминания, а «Гипноз» отталкивается от подростковых впечатлений. Кино странное, с плавающим ритмом, с резкой сменой интонационных регистров, словно бы оборванное на полуслове. Как внезапное пробуждение после столь же внезапной дрёмы. Для фильма с названием «Гипноз» – это едва ли недостаток.
10. Снега больше не будет
![snega-bolshe](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/01/snega-bolshe.jpg)
Малгожата Шумовска и Михал Энглерт рассказали новую версию апокрифического сюжета о страннике-соблазнителе, приходящим из ниоткуда и уходящим в никуда, оставляя соблазнённых то ли счастливыми, то ли изничтоженными. В отличие от той же «Теоремы» Пазолини, буржуазный особняк расширен до коттеджного посёлка, а герой имеет утилитарную профессию массажиста. Модели только одной семьи больше недостаточно, чтобы сделать выводы об обществе в целом. Иррационально-притчевый элемент не подчиняет себе сюжет, а присутствует в нём сезонным туманом, который обязательно рассеется с завершением цикла.
9. Ундина
![undina](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/01/undina.jpg)
Кристиан Петцольд всегда тяготел к исканиям Кшиштофа Кесьлёвского, но «Ундина» – это чуть не расширенная новелла из гениального «Декалога». Рефренное адажио Баха только усиливает нюансированную схожесть двух постановщиков. Фирменная бытовая трансцендентность Петцольда окончательно покидает рамки фаталистического детерминизма, растворяясь в мифологическом мистицизме обыкновенного чуда.
8. Тайна сестёр Макалузо
![taina-sester](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/02/taina-sester.jpg)
Эмма Данте экранизирует собственную пьесу о сестрах Макалузо через призму утраченного рая и постепенного сошествия в ад. Три акта – три временных скачка. Данте мастерски раскрывает характеры каждой из сестёр и через них размышляет о времени как о субъективной непознаваемой субстанции. В большей степени философское размышление, чем семейная драма. Собственно здесь и не драма, а трагедия: высокая, жизненная, поэтичная, натуралистичная, разыгранная безупречно.
7. Довод
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/dovod.jpg)
Кристофер Нолан реализовал в «Доводе» то, чего так стремился добиться в «Начале»: передать ощущение сна. Не сконструировать рациональный трёхуровневый онейрический конструкт, двигающий сюжет, а проникнуть в более тонкую, метафизическую реальность. Хитрый сюжет, впрочем, никуда не делся. Большой авторский блокбастер, некоторые эпизоды которого могли быть и за авторством Дэвида Линча.
6. Никогда, редко, иногда, всегда
![nikogda-redko](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/nikogda-redko.jpg)
Элиза Хиттман и её история об одном аборте. С виду типичное американское инди, но только с виду. Пронзительная драма, полная нюансов и нетривиальных наблюдений. Четыре слова, вынесенные в название – варианты ответов для теста, где нужно поставить галочку. Этот тест проходит не только героиня, но и зритель. Жёсткая (но и милосердная) элегия взросления.
5. Мальмкрог
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/12/malmkrog.jpg)
Кристи Пую способен сообщить кинематографическое измерение любой реальности, явлению, предмету, разговору. Будь это хоть пространные диалоги философа Владимира Соловьёва. «Мальмкрог» – такой вот длинный фильм-разговор: не то хроника минувшего, не то предостережение современникам. Пропитанный тревожными предчувствиями, в декорациях столетней давности, в атмосфере усадебных посиделок из чеховских пьес. Но ещё Солженицын подметил: если бы герои Чехова знали, что произойдёт с Россией в ближайшие годы, они добровольно отправились бы в сумасшедший дом.
4. Манк
![mank](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/12/mank.jpg)
Дэвид Финчер давно мечтал перенести на экран сценарий своего отца о Германе Манкевиче и его роли в создании «Гражданина Кейна» – шедевре на все времена. Нетфликс снова помог большому автору с проектом мечты, как годом ранее оказал поддержку Мартину Скорсезе с «Ирландцем». И снова пролетел мимо главных оскаровских наград. Но зачем награды, когда на экране творится такое увлекательное киноманское великолепие. Финчер оказался силён не только в триллерах, но в стилизациях под эталонный классический Голливуд.
3. Думаю, как всё закончить
![dumayu-kak](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/01/dumayu-kak.jpg)
Чарли Кауфман из скромного (находящегося в строгих жанровых и стилистических рамках) романа Иана Рэйда создал многосложную громадину с массой кинематографических, литературных, культурологических символов и мета-пост отсылок, сравнимую с его дебютом «Синекдоха. Нью-Йорк». Интимно-частный помысел о том, как бы всё закончить в фильме имеет куда более глобальное значение, чем в книге. Ключевое в названии не «закончить», а «думаю». Ключей же к пониманию замысла – только успевай собирать. Гипнотически-жуткая шарада, взрывающаяся в кульминационный момент иронической истерикой (или же истерической иронией).
2. Ещё по одной
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2021/11/eshe-po.jpg)
Томас Винтерберг всю карьеру метался между артахусом и мейнстримом и наконец-то нашёл золотой баланс между обоими полюсами. Связкой послужили алкогольная тема и мужчины в кризисе среднего возраста. В результате – главный международный хит года. И кто скажет, что не по заслугам – будет не прав.
1. Пустой человек
![pustoi](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2022/02/pustoi.jpg)
Дэвид Прайор – дебютант в игровом полном метре. Что не помешало проявить ему незаурядное художническое видение. Мощный философский хоррор, основанный на графическом романе, с эффектным прологом и роскошной развязкой, между которыми тягучее погружение в бездну – в ту самую ницшеанскую пучину, в которую лучше долго не вглядываться. По формату «Пустой человек» соотносится с модными нынче слоубёрнерами, но его масштаб шире и глубже форматных тенденций. Фильму не повезло с прокатом, публика его не оценила. Но это кино из тех, что и через десятилетия не утратит смысловой актуальности и эстетической индивидуальности.