///Премьера. “Зеленая книга” Питера Фаррелли

Премьера. “Зеленая книга” Питера Фаррелли

Зеленый – самый рождественский цвет

Зеленая книга (Green Book), 2018, Питер Фарелли

Денис Виленкин – об одном из фаворитов “Оскара”

Итальянец-вышибала с принципами по фамилии Валлелонга волею судеб получает приятную подработку – наконец-то не нужно бить людей, всего-навсего необходимо повозить по гастролям чернокожего музыканта Дона Ширли и проследить, чтобы ему не пришлось столкнуться с негостеприимными кулаками реднеков, ведь юг Америки и расизм – давние соседи.

Зелёная книга – это справочник с адресами, где можно безопасно проводить время чернокожим людям в шестидесятые годы в опасных для них штатах. Фильм, снятый мэтром американской туалетной комедии Питером Фаррелли, – ловко выстроенная по законам лучших фильмов Фрэнка Капры рождественская трагикомедия, которая многими ошибочно воспринимается как стандартный Oscar Bait, ежегодно заполоняющий экран в преддверии главной американской награды. Но то, что порой выпукло отвечает запросам критиков и академиков, как, например «Прислуга» и «Детройт», тонкой линией сосуществует в «Зеленой книге» – истории дружбы, зарождающейся сквозь предпразничный флёр уютного финального воссоединения перед камином.

Кадр из фильма “Зеленая книга”

Шутки, которые позволял себе Фаррелли в девяностые и за которые его бы распяли сегодня, очень аккуратно приживаются здесь. Любитель острой и жирной пищи в исполнении Вигго Мортенсена чуть ли не с рук кормит своего чернокожего спутника курицей во фритюре. Казалось бы, жуткая ксенофобская наглость, но подобные находки служат инструментом раскрепощения для джазиста.  Впрочем, какой-то запредельной глупости история с демонстрацией Фарелли голого члена на съемках двадцать лет назад, раздутая до скандала, кажется, стоила ему режиссерской номинации на «Оскар». Другие же скандалы, к счастью, не повлияли на выбор академиков. Зачем-то проброшенное в интервью «n-word» Вигго Мортенсеном и твит сценариста Ника Валлелонги четырехлетней давности, посвященный мусульманам, едва не стоили «Книги» сценарной и актерской номинаций.

Фильм, снятый мэтром американской туалетной комедии Питером Фаррелли, – ловко выстроенная по законам лучших фильмов Фрэнка Капры рождественская трагикомедия, которая многими ошибочно воспринимается как стандартный Oscar Bait

В герое Махершаллы Али тоже при желании можно разглядеть очевидный триггер для победы на Оскаре. Чёрный, закрытый от внешнего мира музыкант, страдающий от собственного одиночества и подавленного гомосексуализма. Но правда в том, что суть музыканта раскрывается не через нарочитый социально-критический комментарий, а через тихую сцену игры на пианино в гетто-ресторане. Ведь конфликт в «Книге» не только в том, что белые люди, приходящие слушать Дона Ширли на приемы и в концертные залы, воспринимают его только как продолжение музыкального инструмента, лишенное личностных характеристик, но ещё и в том, что Дон не может быть своим даже в кругу чернокожих. Его игра в джаз-клубе, на которую бурно реагируют все бедные жители этой самой зеленой книги, – самое важное признание для артиста, его импровизация на старом рояле – камингаут его чувств и таланта. И центральный в этой сцене образ – убранный с пианино бокал с алкоголем. Ширли признаётся Валлелонге, что артист теряет себя, когда перестаёт уважать инструмент. И как только стакан убирается с инструмента – пианино начинает дышать, а кабак превращается из тыквы в самый важный концертный зал в жизни Ширли, потому что здесь его окружают друзья. Для Валлелонги же поездка оказывается как и проверкой на «вшивость», что отучит его от расистских взглядов, вылившейся в обретение друга, так и инвазией искусства. Артист, художник заражает тягой к искусству простолюдина, что со страшными ошибками писал письма жене. И пусть жена раскусит очевидную помощь в написании текстов со стороны Ширли, но самое важное – тяга к прекрасному, непреодолимое желание разбираться в поэтическом слоге. Необязательно понимать Перселла, чтобы восхищаться его музыкой и запоминать мотивы.  Необязательно быть белым, чтобы играть белую музыку. Необязательно быть черным, чтобы чувствовать себя братом каждому чернокожему бедняку. Необязательно быть нищим или богатым, чтобы быть хорошим человеком. Обязательно человеком быть.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2018 | Сюжеты: Оскар | География: США
Автор: |2019-01-23T09:30:06+03:0023 Январь, 2019, 10:44|Рубрики: Премьеры, Рецензии|Теги: , |
Денис Виленкин
Учился во ВГИКЕ на киноведа, что делает просто вебдванольное мнение внезапно компетентным. Его голосом говорят маленький Вилли Вонка, сын комиссара Готэма и молодой Волдеморт. Обладает ликом юного Маяковского, мускулатурой потомственного культуриста и даром убеждения великого комбинатора. Лингвист-ювелир, сторонник лабораторного подхода к киноанализу.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok