///Премьера: “Молодой человек” Александра Фомина

Премьера: “Молодой человек” Александра Фомина

Верните мне мой 2007-й

Молодой человек, 2022, Александр Фомин

Дмитрий Котов — о дебютной комедии Александра Фомина

Жанр российской комедии в последние годы все увереннее и успешнее сражается со своей же, как еще недавно казалось, катастрофической репутацией. Все чаще  отечественные кинематографисты оказываются способны предложить зрителю нечто качественно иное, чем нашумевшие «шедевры» Сарика Андреасяна (особенно раннего), Марюса Вайсберга и всякие прочие «Самые лучшие фильмы». Взять хотя бы летнее мотивирующее кино «Я худею» или ненавязчивый городской ромком «Будь моим Кириллом». Столь же легкой, задорной, но местами вполне жизненной историей выглядит и «Молодой человек».

Ваня Ревзин, который под строгим контролем матери все детство провел с репетиторами, а юность — за учебниками, получив золотую медаль и красный диплом МГУ, в 30 лет оказался рядовым банковским служащим с ипотекой и безрадостными жизненными перспективами. Вопрос дальнейшего существования ставится ребром, когда подлец-начальник в камео-образе продюсера Ильи Найшуллера увольняет Ваню, жена уходит к КМС по боксу Арсену, а в дверь настойчиво стучат коллекторы. Надежду внезапно дает бывший одноклассник Коля, который, несмотря на глупость и раздолбайство, стал преуспевающим бизнесменом и запустил для старшеклассников «Школу юного лидера» — летний лагерь с системой заданий и призом для победителя в 10 миллионов рублей. Моложавый Ваня, которому даже алкоголь не продают без паспорта, понимает, что это последний шанс расквитаться с долгами, сбривает бороду и идет на авантюру…

Кадр из фильма “Молодой человек”

Дебютная полнометражная режиссерская работа сценариста «Восьмидесятых» Александра Фомина подхватывает модную нынче ностальгию по 90-м. Этот фактор формирует и главную целевую аудиторию фильма — миллениалы, возраст которых укладывается в диапазон от 25 до 35 лет. Многие шутки, скетчи и сюжетные триггеры в фильме повязаны на узнаваемых для детей постсоветской России маркерах. Мальчик, впадающий в ступор при виде дискового телефона. Девочка, не понимающая, что сравнение с Гаечкой — это мощный комплимент. «Сектор Газа», «Американский пирог», сок Yupi, купленный на «Горбушке» плеер и игра в «сифу». Если по каждому пункту у вас есть какие-то особые, а лучше всего — теплые и приятные воспоминания, значит, «Молодой человек» вам зайдет. Притом Фомин не заигрывается с эффектом узнавания и ностальгическими мотивами. Несмотря на простоту и даже банальность сюжета про мужика, прикидывающегося подростком (звучит даже шутка-отсылка про «Мачо и ботана»), сценарий обыгрывает «фишечки» былых времен бережно и находчиво, с чувством меры и баланса. Юмор у Фомина здоровый и интеллигентный — настолько, что, даже будучи основанным на национальной почве, он не воспринимается расистским, а про шалости Дзюбы — пошлым. Режиссер не сталкивает лбами два поколения, а иронично переплетает их культурные коды между собой, пытаясь вывести формулу взаимной пользы общения между «опытными» миллениалами и «прогрессивными» зумерами.

Режиссер не сталкивает лбами два поколения, а иронично переплетает их культурные коды между собой, пытаясь вывести формулу взаимной пользы общения между «опытными» миллениалами и «прогрессивными» зумерами.

История ритмично движется от сцены к сцене, от одного увлекательного задания к другому, через красочные диалоги и актерские перформансы. Слегка наивным и будто сырым, недокрученным кажется лишь эпизод с политической игрой, где каждый участник отстаивает интересы определенного государства. Но, учитывая ситуацию в этой стране, можно легко предположить, что сценарий в своей деликатной части мог переписываться, сокращаться и цензурироваться. И даже в этих условиях нашлось место для едкой фразочки про победу. То, что в фильме четко прописана тема коррупции и «распилов», — здорово и смело, это наделяет легкую комедию еще и социальной значимостью. Что касается исполнителей ключевых ролей, то Павел Табаков пару раз слегка теряется в кадре, зато в типаж попадает стопроцентно. Появления Данилы Козловского редки, но ярки — шут и злодей в одном лице, еще и подмывающий четвертую стену шуткой на тему своей реальной фильмографии. Данила Поперечный — в своем привычном комедийном амплуа, женские персонажи — украшение.

У фильма добрый посыл, он подсвечивает проблемы, увы, столь привычного для нашего общества эйджизма. И делает это грамотно, учитывая, что у Александра Фомина есть личный опыт работы преподавателем в школе, где его часто путали с учеником. Как иронизирует сам режиссер, «первую половину жизни ты для чего-то слишком молод, а вторую уже для чего-то слишком стар». На гениальность идеи и серьезность подтекстов «Молодой человек» не претендует, но он по-настоящему хорош жанровой цельностью, бодрой динамикой, правильными пропорциями между злободневным реализмом и художественными допущениями. Для тех, кто пытался дозвониться Кузе и танцевал на дискотеках под Reflex, это очередная возможность вернуться в мыслях к безвозвратно ушедшей эпохе, а для людей поколения спиннеров и Моргенштерна — постараться получше понять нас, старперов. Ну, и поржать заодно.

Критиканство
| | География: Россия и СССР
Автор: |2022-06-02T14:32:31+03:002 Июнь, 2022, 13:46|Рубрики: Премьеры, Рецензии|Теги: |
Дмитрий Котов
Коренной москвич. Искусствовед, специалист по архитектуре. Автор видеоблога о достопримечательностях Москвы и не только. Между делом — суровый Grammar Nazi. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путем вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok