///Разбираемся с логикой “Преступлений Грин-де-Вальда”

Разбираемся с логикой “Преступлений Грин-де-Вальда”

SPOILERS AHEAD! Если еще не смотрели – подумайте как следует перед тем, как читать дальше. For Greater Good.

Фансервис или обманка? Упрощение или усложнение? Разбираемся с новым кино про фантастических тварей.

На экраны вышли «Преступления Гриндевальда» – второй фильм новой франшизы во вселенной маглов и магов, за семь десятков лет до «Гарри Поттера». Разноглазый преступник убегает из тюрьмы и собирает сторонников, вооружившись антиглобалистской риторикой напополам с фашистской, волшебные гэбисты беспомощны. Выросший в нелюбви Криденс-обскур выжил и страдает, пока его ищут более-менее все: Геллерт – чтобы использовать в своих коварных планах, Альбус, руками Ньюта Саламандра – чтобы защитить. Правительства – чтобы обезвредить, сложновписанный в историю темнокожий маг – чтобы убить и отомстить таким образом третьему лицу. Всех сценарными пинками разной степени неуклюжести загоняют в Париж, включая покемонов – может, фантастических, но не очень-то тварей, особенно на фоне волшебников.

Велик соблазн ругаться сходу: кино очень неряшливое, оно пулеметно выстреливает Lore’ом и жутко провисает в comic relief и прочих развлекательных вещах. Внятной истории нет, впереди – еще три обреченных на коммерческий успех серии, пока же мы наблюдаем затянувшуюся экспозицию. Многое зависит от того, считать ли каноном «Проклятое дитя» и его правила временных игр, но уже сейчас многие решения вызывают вопросы, не влезают в таймлайн, перечеркивают уже известное построение мира, и так далее. Есть нехилый шанс, что Джоан Роулинг намного лучший писатель, чем сценарист (ну или требования студии навязаны слишком безапелляционно), но это болезненно. Быть может, стоит прикинуть – что если часть «ошибок» и «нелепостей» – часть вполне продуманной схемы истории? В конце концов, именно это отличало оригинальную сагу – там, где звенел звоночек «глупости», всегда можно было отыскать второе и третье дно. Не факт, что получится, но попробовать стоит.

Геллерт Гриндевальд

Клятва на крови

Из оригинальной истории мы знаем, что Альбус и Геллерт были близки подростками (гусары, молчать! Недоказуемо): талантливые, целеустремленные, цвет своего поколения. Можно сказать, что их отношения более всего похожи на заклятую дружбу Ксавье и Магнето: власть против жертвенности, стремление помогать против стремления взять контроль в свои руки. Размолвка во взглядах привела к трагическому исходу: сестра Дамблдора Ариана (возможно, обсукри) погибла от случайного проклятия, и Альбус не в курсе, от чьего именно. Это незнание было краеугольным камнем нежелания директора встречаться в схватке с другом юности – директор боялся узнать, что сестра погибла от его руки. Введение «нерушимого обета» с пактом ненападения, еще и заключенного в артефакт, выглядит сознательным упрощением мотивов. Намек на то, что стоит разрушить «вместилище» этой клятвы, и всё: можно нападать, крутить альбиноса и отправлять в тюрьму. Но – во-первых, между тем, как Альбус получает «флакон» с клятвой от Ньюта, и легендарной дуэлью с Геллертом лежит долгих 18 лет. Сложно представить, что Дамблдора удерживали исключительно чары..

Версия следующая: флакон с каплями крови носит сам Гриндевальд. Кажется, что флакон для героя, как мы его знаем по канону – не гарантия «ненападения», а напоминание о друге юности, его мотивах и наивности. Грубо, почему Геллерт поступает, как поступает, но не слетает с катушек окончательно. И выкранный нюхлером артефакт вряд ли будет иметь решающее значение. Сам будущий Директор неслучайно видит в зеркале именно Геллерта: в этом не гомоэротический подтекст, нет. Только в сказках эволюция убеждений происходит мгновенно. Напомним, ERISED – зеркало, показывающее не прошлое, но желания. Вероятно, политика невмешательства в конфликт основана на том, что Альбус тренирует смирение и боится стать, как Галадриэль, «вместо темного властелина». Уж он бы справился, но знает, как обманчив лозунг For Greater Good, даже если он его понимает в противоположном от Гриндевальда ключе. Напади сейчас Дамблдор, когда он не готов – и все может закончиться ещё хуже. Плюс аспект того, что друга юности слушают..нельзя навязать идеологию силой, общество магов должно перерасти тезисы темного волшебника, чтобы отбросить.

Преступления

Кино делает Гридевальда циничным ублюдком с помощью как минимум одной сцены: убийство магловской семьи и магловского ребёнка. Именно это видится бессмысленной жестокостью, не вписывающейся в идеологию For Greater Good – считал ли темный маг маглов животными или нет, но не ложится, и все тут, единственный намёк на отсутствие «тормозов» – пыточное проклятие, примененное еще подростком. Отсюда как раз торчат уши студийного подхода: Good vs Bad, да так, чтобы однозначно. А где все остальные преступления, да еще во множественном числе? Есть ощущение, что corruption лежит в основном в области мотивов. Например, Геллерт остроумно выдувает пророческие сцены будущей войны в виде дыма, как следует затянувшись. Химера, страшилка, а не выстраданная и честная цель. Цель проще: власть, победа идеологии. Нет смысла в физическом насилии, в столкновении магии, победит удобная правда. Там, где Альбус воспитывает таких героев, как Ньют (как и впоследствии Поттер), способных к бескорыстным поступкам, с минимальным манипуляторским лукавством, и где Greater Good в них заложено на самом базовом уровне, Гриндевальд нагло и цинично врёт. Не так важно настощее происхождение Криденса (об этом ниже), Геллерт в любом случае врёт о темной стороне силы и использует в своих интересах. Попытка уколоть старого друга в самые болезненные ошибки (околосемейные) – и напомнить, что их мотивы когда-то не сильно отличались.

Временные промежутки, война и дары смерти

Больше всего вопросов вызывает то, что многие и многие годы остаются за кадром. На минуточку, что Альбусу, что Гриндевальду на момент «фантастических тварей» уже далеко за 40. Непонятно, в какой момент темный волшебник начал восхождение к власти, в какой момент – украл знаменитую палочку у мастера Грегоровича, и какой момент биографии схвачен в 1926 году. Чем занимался Гриндевальд более чем двадцать лет? Явно не крестражи плодил да сил набирался. Можно предвидеть (точнее, хотелось бы) какие-то более глубинные детали биографии, хотя бы намеками в последующих фильмах. Также не очень ясно, с учетом времени до финальной дуэли, что будет представлять собой противостояние. Есть шанс, причем он видится большим, что в ближайшее время будет затишье, а после – попытка гиперболизировать угрозу маглов, вышедшая из-под контроля (вторая мировая война?). То, что темный маг визуализировал будущее (танки, ядерный гриб и тд) намекает, что без него не обошлось, так он и представлял себе апокалипсис. Пока нет информации, при чем тут дары смерти – мы знаем, что мантия всегда была не очень важна для обоих. Гриндевальд бредил палочкой, Альбус – камнем. Палочку, как видим, Геллерт нашёл. Камень еще долго будет лежать у Марволо и Морфина, мантия – у Поттеров, вероятно, или она могла попасть к ним позже. Если символ даров во всех промо-материалах– не чистый фансервис, то можно представить, что мантия и камень в будущем получат фокус, и вопрос бессмертия обязательно поднимется.

Альбус Дамблдор

Защита от темных искусств

Дамблдор преподаёт «Защиту» в кино, в середине двадцатых. Мы знаем, что он – преподаватель трансфигурации до 1956 года (когда этот предмет пришла преподавать Минерва МакГонагалл – помните, «в декабре будет 39 лет», все вычислено до нас). Примерно с 70 – директор («меня взяли в Хогвартс, когда Дамблдор стал директором» – Люпин, примерно 70 год, тогда же и Волдеморт открыто выступил и начал первую войну). Мы могли предполагать, что 14 лет промежутка он преподавал Защиту от темных искусств – тем более, что Армандо Диппет отказал Волдеморту в этой должности как раз в районе 56 года. Долго ли Альбус преподавал трансфигурацию и когда начал? Быть может, как раз тогда, когда разгоралось противостояние с Гриндевальдом? Есть шанс, что смена дисциплины (и может, связанных с ней научных изысканий тоже) – это след того, что потребовалось что-то сделать с пресловутым флаконом с кровью? Это пока не то чтобы баг, но если фича – не очень ясно, к чему ведёт. Защита от темных сил более кинематографична? Или это «эхо войны» – видя, что делает старый друг, Дамблдор старался в меру сил учить студентов боевой магии?

Семья и семейные ценности

Вселенная «фантастических тварей» очень много времени посвящает запутанным магическим родословным. В какой-то момент даже ждёшь, что сейчас все начнут танцевать и петь. Сильно подчеркиваются связи не только «отец-сын», но и единокровных/единоутробных сиблингов, дядь, тёть, и прочей седьмой воды на киселе. Можно сказать, оспаривая финальный твист, что «в каноне не было», но следует помнить, что Рита Скитер искала жареные подробности, которые по ее мнению выставят великого волшебника в негативном свете, и необязательно раскопала всё или сочла важными некоторые детали. Мы знаем, что у Дамблдора, Арианы и Аберфорта была тётя – правда, её происхождение неизвестно. И вообще, древние роды часто замечены в том, что стараются поддерживать магическую демографию. Блэки, Уизли – почему бы не Дамблдоры? Почему бы его отцу, Персивалю, не иметь брата или сестру? Даже у Поттера-старшего могла быть родня – если не сиблинги, то хотя бы кузены.

Это отчасти объясняет «провал» в возрасте. Криденсу никак нет 30. Родители Дамблдора были мертвы еще на исходе 19 века: мать убита сестрой-обскури, отец умер в Азкабане, устроив над маглами суд Линча. Аберфорт не дал бы сыну пропасть, Ариана не успела бы родить. Почему бы Криденсу не быть кузеном? «Брат» может означать и «двоюродный». Сложно сказать, как именно он оказался бы на судьбоносном корабле, но нас 100% ждёт более поднобная история Аурелиуса – а также тёти Альбуса (Гонории), вне зависимости от того, что окажется правдой. Как минимум, чтобы поводить зрителя за нос.

Лита Лестрейндж

Дитя похоти и Империуса. Корвус Лестрейндж похитил красивую смуглую женщину и силой взял ее (в жены в том числе), от союза родилась Лита. Вечный изгой в Хогвартсе, сердечный интерес молодого Ньюта и невеста его брата в более позднем возрасте. Её история не выглядит законченной – слишком много сценарных сил вложено, слишком важен тот самый, ключевой момент на корабле с подменой младенцев. С Литой и её братом Юсуфом связана, наверное, самая генеалогически запутанная история во всей франшизе: нет 100% ясности, что именно подменили подручные Гриндевальда и какие цели преследовали – семейное древо Лестрейнджей, окей, но что там было ранее? Это обязательно будет рассмотрено в следующих фильмах (по крайней мере должно бы). Само путешествие на корабле – штука пока более метафорическая, чем конкретная. Окей, Лестрейндж не боится империусом себе наложницу захватить, но боится чернокожего мстителя, и отправляет долгожданного наследника в Америку? И не отслеживает, как у него дела? (Даже не принимая во внимание, что настоящий, вероятно, утонул). Зачем с ребенком плыла Лита, если потом вернулась в Хогвартс все равно, пугать боггартом одноклассниц? Либо это баги, что тоже вероятно, либо нас ждут подробности, пока не отслеживаемые за недостатком информации. Явно важна Америка, американская школа чародейства и волшебства и всё сопутствующее: туда ведёт слишком много концов. Может, вообще выжила, двойной агент Гриндевальда? Член «новых салемцев»? Поди разберись.

Куинни Голдштейн

Почему Куинни пошла за Геллертом – она же, блин, мысли читает! Либо Гриндевальд врёт своим сторонникам, используя риторику «чистоты крови» и «маглы это рабы» для политических очков у радикалов, а сам грезит о Greater good – но это опровергается тем, что он – мудак. Либо как-то запутал мозги очаровательной блондинке. Либо – Куинни пошла сознательно на это, и ещё вернётся. Хотелось бы верить, слишком мощное и незаслуженное оружие в руках темного волшебника.

Минерва МакГонагалл

Самое, наверное, очевидное, консенсус всеобщих претензий: Минерва в 1927 году ещё не родилась, и преподавать в Хогвартсе стала на тридцать лет позже. Баг – вопиющий. Однако мы помним, что хитрые родословные магов – поле для различных манипуляций со зрителем в новой франшизе. Фамилия МакГонагалл от отца-магла, поэтому вряд ли перед нами дальняя родственница. Хотя.. Лили и Петуния были из одной семьи, но у одной был дар, а у другой – нет. Что мешает отцу Минервы иметь, например, сестру или Кузину (а то и просто однофамилица – кажется, в Шотландии фамилия популярная), работавшую в школе чародейства и волшебства? В конце концов, в Британии только два пути трудоустройства: школа и министерство магии.

Нагайна

Живёт в цирке, работает змеей – новый вид «оборотня», маледиктус. Нечто между оборотнем и анимагом, но в конце концов не может принять первоначальную форму и вернуться к нормальной жизни. Так же звали один из крестражей Волдеморта. «Совпадение? Не думаю». То ли так вышло случайно ( в конце концов, он сам ошибочно превратил «дар смерти» в крестраж, поговорим о совпадениях), то ли он искал змеюку намеренно и поставил себе на службу (а значит, у Нагайны была долгоиграющая причина ненавидеть Дамблдора – у отброса, не члена аристократии Британии, не фашиста «за чистоту крови» не было поводов поверить Волди), то ли это как раз пример чистого фансервиса, и лишнее напоминание о том, насколько магический мир тесен. Куда ни повернись, по соседству лежат отпрыски знаменитых фамилий.

Криденс

Главный герой и Кайло Рен новой истории. Может быть, брат Дамблдора, может – кузен, может – Лестрейндж (каким-нибудь хитрым способом, но почему бы и нет), а может – просто безродный, несчастный, забитый парень. Лжёт ему Гриндевальд или нет – по большому счету не так уж важно. Хотя стоит вспомнить, что обскуров Геллерт искал целенаправленно, а то и способствовал, и подходящая история могла быть заготовлена для кого угодно. Был ли на самом деле Аурелиус Дамблдор? Может быть. Важнее не происхождение, а то, во что Криденс верит, то, как он определяет сам себя. Мир Роулинг обычно полон самоисполняющихся пророчеств, а не механических рельсов. Волдеморт мог выбрать Лонгботтомов. Аурелиус может быть «мстителем с крыльями», только если он сам решает быть этим самым мстителем. Пророчество гласит «Сын жестоко изнанный, отчаяние дочери» – к Лестрейнджу не очень подходит «жестоко изгнанный» – его вроде как от мести прятали, дочь тоже не очень в тему. У Дамблдоров – дочь давно погибла, причем тут отчаяние, и каким образом был жестоко изгнан сын тоже не слишком понятно на текущий момент (Бастард? Отправлен в Америку, чтобы скрыть позорную связь?). Есть вероятность, что речь действительно о Криденсе – но пророчество повернётся совершенно иначе: например, в сторону Гриндевальда (что если он жестоко изгнал сына, обрекая его на незавидную судьбу). Геллерт подозрительно много знает про Аурелиуса – но есть много вариантов. Может, он знал, что Корвуса Лестрейнджа подменили? Откуда, это знает только Лита. (Приспешник? Может быть..). Дамблдор не знает, очевидно – значит, не родной брат. Кузен – возможно, Альбус от семьи отдалился и мог даже не слишком вспоминать впоследствии, но тогда Рита Скитер упустила сочный кусок биографии. Может быть, Геллерт просто врёт, использует заготовленную историю. Тоже вариант – его поле битвы это идеология, и победа над Дамблдором – вряд ли физическое убийство, у него нет причин яростно ненавидеть друга юности, скорее уж наоборот. Все их скелеты в шкафах.. Победа – вопрос убеждений. И подставить парня Альбусу – дать тому лишнее напоминание о своих же грешках, насмешка над потерянной семьей.

Также вариант, что Криденс – брат Дамблдора не в генетическом смысле. Обскур – паразит, развивающийся в лишенных любви детях (их потом и зовут «Обскури») может быть извлечен и изучен. Что если Криденс – просто случайный парень, в которого Гриндевальд просто «подселил» оставшегося после Арианы обскура? Получается, что брат – не по крови, а по паразиту. Правда, никакой интересной метафоры за этим не усматривается.

Феникс

Феникс является Дамблдорам? Большой сюрприз. Чтобы не плодить сущностей, его уже повсеместно считают Фоуксом. Получается, что Фоукс был и у Гриндевальда, и у Криденса-Аурелиуса, и у Альбуса – а также дал материал для палочек Поттера и Волдеморта. Интересно, каким образом Криденс может быть связан с Волдемортом. Скорее всего, никаким. Но тут и феникс, и похожая история зачатия Литы (мать Волдеморта – почти сквиб – любовным зельем приворожила отца-магла) – как будто есть какой-то намек на общность Риддлов и Криденса. Сын изгнан, сестра в отчаянии? Мероуп могла быть в отчаянии? Может, в пророчестве вообще речь про Волдеморта, хех, а может – Криденс это его потерянный кузен/брат. Морфин не то чтобы неотразим, но вряд ли слишком разборчив, мог так же империусом, по примеру Лестрейнджа.. Волдеморт родился в двадцатых, от Мероуп, плод любовного зелья. Мог Криденс родиться из акта носилия, из той же семьи? В магла не влюбиться, но насилие есть насилие, Морфин мог. Спекуляция, но если уж с каноном так прикалывается автор, что мешает зрителям?

Может быть, канон просто похерен в угоду либо студийному давлению и большим деньгам, либо из пофигизма к собственной вселенной – «Проклятое дитя» до сих пор многие простить не могут, но спасает то, что это не приквел, а «сиквел», и вообще пьеса, и вообще скорее фанфик. Может быть, Аурелиус – брат Дамблдора, внебрачный сын Персиваля (спрятанный от стыда), или просто незапланированный (отдали в приют – много слишком хлопот вокруг сестры). Может, Альбус и не в курсе. Может, вообще Ариана выжила, сбежала с Геллертом, а у всех ложные воспоминания. Может, это другой Таймлайн, сдвинутый на двадцать лет, результат игр с «маховиком времени», поэтому и МакГонагалл там раньше своего рождения, человек-архетип. Может, флакон с кровью разобьют, клятву на крови разрушат и это поможет Альбусу одолеть друга юности и заткнуть сюжетную дыру в стиле «Изгоя». Может, никаких «даров смерти» не будет, Нагайна пропадёт с радаров как дань голому фансервису, Гриндевальда победят не в 45, а раньше на десяток лет, может, Геллерт воспитает Гитлера и устроит всем маглам кузькину мать. Может, мистер Ковальски – тайный дядя Волдеморта. Но поверить в это всё – как поверить в то, что магии не существует. Обидно.

Facebook
Хронология: 2010-е 2018 | | География: США
Автор: |2019-01-04T18:11:25+03:0021 Ноябрь, 2018, 14:33|Рубрики: Статьи, Теория|Теги: , , |
Глеб Тимофеев
Коренной москвич, с киноманской точки зрения ― Майкл Бэй, помноженный на Ларса фон Триера. В общем, развлекающийся провокатор или провокационный развлекатель. Подсаживает всех вокруг на карточные игры, чем обеспечивает себе определенные дивиденды.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok