//Рецензия на “Властелинов хаоса” Йонаса Окерлунда

Рецензия на “Властелинов хаоса” Йонаса Окерлунда


Властелины хаоса (Lords of Chaos), 2018, Йонас Окерлунд

Эрик Шургот о новой картине Йонаса Окерлунда

Чуть менее тридцати лет назад по Норвегии прокатилась волна поджогов – сгорело восемь христианских церквей, многие из которых являлись архитектурными памятниками. Одновременно с этим группа норвежских представителей музыкального андеграунда, своими экспериментами с тяжелым звуком и эпатажным мировоззрением, обратила на себя внимание во всем мире. Родился даже новый музыкальный жанр-топоним – true Norwegian black metal. Взаимосвязь между преступлениями на почве религиозной нетерпимости и агрессивной музыкой таких групп как Mayhem, Emperor или Darkthrone, не скрывавших своей ненависти к христианам, прослеживалась отчетливо. Поджоги, самоубийство, убийство – музыка группы Mayhem (весьма революционная для жанра на тот момент) уйдет на второй план, освободив пространство для возникшего вокруг группы культа, связанного, по-большому счету, с её короткой и печальной историей. Ведь хоть проект с аналогичным названием существует и поныне, никто не будет спорить, что это два совершенно разных коллектива.

Кадр из фильма “Властелины хаоса”

Байопик Йонаса Окерлунда ругали еще до выхода – режиссер, снискавший славу на клипах Roxette, не вызывал доверия у целевой аудитории. Да и вообще, сама идея рассказать историю таких личностей полушутя, тем самым киноязыком, для описания которого первым образом приходит на ум слово «инди», выглядела весьма сомнительно. Однако фильм не задался совсем не поэтому. Он попросту являет собой экранизацию общедоступных фактов из википедии, пересказанных через призму пристрастного мнения норвежских публицистов Майкла Мойнихена и Дидрика Сёдерлинда, по одноименной книге которых и был снят. Вся суть «Властелинов хаоса» сводится к противостоянию двух представителей блэк-метал сцены, Евронимуса и Варга, все остальное тут как бы фон, выпадающий деталями за рамки хронометража. Формально предыстория рассказана, но едва ли не самому трагичному её герою отведено ничтожно мало времени, а сложный психологический портрет заменен банальностью натурализма. Окерлунду интереснее шокировать публику – он разрывается между панибратским комизмом иных сцен и последующей за ними жестокостью. Убийства тут мучительно долгие, самоубийство физически неприятно, но за всей этой резней нет ни одной личности, кроме вышеупомянутой парочки.

Меж тем стержень истории до неприличия пристрастен, а взаимоотношения героев мелодраматичны. Нет смысла защищать реального Варга Викернеса – достаточно изучить его биографию, чтобы понять масштаб трагедии. Но стоит так же понимать, что и Евронимус никаким душкой (а именно так выглядит персонаж Калкина) не был. Подобно тому, как пишут историю победители, люди часто встают бессознательно на сторону жертвы. Фильм Окерлунда мог стать хорошим панегириком для норвежской блэк сцены начала 90х – колким высказыванием про одержимых тщеславием и ворохом идей молодых людей. Но постановщику куда интереснее конструировать банальную драму, в которой средством выразительности и манипуляции зрителем является рыдающая по бойфренду героиня Скай Фереры.

Вся суть «Властелинов хаоса» сводится к противостоянию двух представителей блэк-метал сцены, Евронимуса и Варга, все остальное тут как бы фон, выпадающий деталями за рамки хронометража.

Что же в сухом остатке? Профессионализм, как один из предтеч безликости. Актеры стараются, оператор лезет вон из кожи, макеты церквей полыхают натурально. Вся моральная вина за произошедшее сваливается на Варга, преступление Фауста (зритель непосвященный резонно задастся вопросом: “Кто это вообще такой?”) впихивается в сюжет для галочки, а Евронимус в самом конце своего жизненного пути совершает символический постриг. Место беспристрастного взгляда на печальную историю группы Mayhem занимает кинематографический и литературный домысел, шутливый взгляд сглаживает подлиный трагизм событий. Клипмейкер Окерлунд делал то, что у него получается лучше всего – снимал клип, эффектную нарезку событий в их хронологической последовательности. Чтобы снимать настоящее кино, нужно уметь больше, чем выстраивать мизансцены, соответствующие архивным видео и фотоснимкам.

Telegram
Хронология: 2018 | | География: США
Автор: |2019-03-12T09:12:12+03:0012 Март, 2019, 11:09|Рубрики: Рецензии|Теги: , |

Автор:

Эрик Шургот
Характер несдержанный. Раз в день пьет крафтовое пиво и является в страшных снах кому угодно. С годами слегка располневший ценитель дикого трэша и редкого ретро.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok