//“Эдди Орел”, рецензия

“Эдди Орел”, рецензия

Пингвин Джонатан Ливингстон

Эдди “Орел” (Eddie the Eagle), 2016, Декстер Флетчер

Глеб Тимофеев – о фильме Декстера Флетчера

Майкл Эдвардс рос странным, но упорным ребёнком: он сызмальства пробовал мир на прочность, и каждая ссадина, перелом или расквашенный нос лишь делали его крепче и упорнее. Казалось бы – очкарик, задохлик, займись ты шахматами – а что, тоже спорт – но нет, «Эдди» сдаваться не привык, он грезит об олимпийских кольцах и мечатет даже не о победе – об участии. Спортивная молодость оборачивается пшиком, когда Эдвардса не берут в олимпийскую горнолыжную команду, с формулировкой а-ля «300 спартанцев» – «у нас тут молодцы, как на подбор, а ты – ходячая катастрофа». Юный герой настолько хочет приобщиться к быстрым, высоким и сильным, что обращает внимание на дисциплину, где Британия не выступала годами, и где он ввиду отсутствия конкуренции будет наилучшим кандидатом в команду – прыжки на лыжах с трамплина. Одна беда – прыгать надо где-то научиться…

"Эдди Орел", рецензия

“Эдди Орел”, рецензия

Каждая реальная история, ложащаяся в основу фильма, в какой-то степени диктует жанр – а жизнь Майкла Эдвардса, как ни крути, выглядит полноценной комедией на грани трагифарса. И это моментально оправдывает множество жанровых условностей и даже клише, ведь стереотипы спортивно-биографических фильмов о пути к мечте, здесь столь безыскусные, служат только фоном для общей веселости и пародийности. Артист Эджертон (знакомый зрителю по Kingsman) лучится стоеросовым обаянием и выдает очаровательно кривую улыбку, подражая прототипу; Хью Джекман, исполняющий эдакого собирательного сенсея, играет так, как будто «Россомаха черпал вдохновение в «Малыше-каратисте», «Пьяном мастере» и шоу «Голос»; вредные бюрократы могли бы, кажется, сбежать из какого-то кино Ричарда Кёртиса, норвежские прыгуны-конкуренты зловеще нависают закадровыми причиндалами, отец главного героя в качестве носителя юмористической безысходности вечно пытается приобщить сына к штукатурному делу. Да и мечта в подобном кино обычно чуть более конкретна и осязаема, а мешающие обстоятельства, такие схематичные у Эдди – чаще более драматичны, как например, в «Билли Эллиоте». Однако помимо различных забавностей в фильме присутствует и довольно любопытный конфликт.

Знаменитая чайка из рассказа Ричарда Баха стремилась к совершенству – а жизнь Эдди «Орла» – скорее сплошное преодоление. Он – не великий герой, и амбиции его невелеки, но пусть наша гордая птица и выглядит человеком без страха, с атрофированным инстинктом самосохранения, комичным и нелепым – его искренне уважаешь, как уважаешь пингвинов, путешествующих за тысячи километров наперекор ледяному ветру. He believes he can fly. Неслучаен в этом контексте отличный диалог «летающего финна» – «настоящего» прыгуна с трамплина, и Эдди: они действительно похожи, так как для них спорт – это не оценки и места на пьедестале, а постоянное совершенствование и выход за пределы своих возможностей. Пусть его стремления кажутся мелкими и смешными – здесь будет показательна одна из лучших сцен «Эдди-орла»: усталые родители смирились с травмоопасными экспериментами, и Майкл задает вопрос отцу – «А о чем ты мечтал»? Между ними происходит напряженный безмолвный диалог, завершающийся полной капитуляцией папы и ответом: «стать штукатуром». Насмехаться невозможно, ведь какая-то часть тебя обязательно спросит: «А может, ты – президент? Космонавт? Великий режиссёр? Вот и молчи».

Знаменитая чайка из рассказа Ричарда Баха стремилась к совершенству – а жизнь Эдди «Орла» – скорее сплошное преодоление. Он – не великий герой, и амбиции его невелеки, но пусть наша гордая птица и выглядит человеком без страха, с атрофированным инстинктом самосохранения, комичным и нелепым – его искренне уважаешь, как уважаешь пингвинов, путешествующих за тысячи километров наперекор ледяному ветру. He believes he can fly

Фильм Декстера Флетчера можно упрекнуть в «ученическом» подходе – здесь нет по-настоящему оригинальных решений, а то отсутствие изящества, с которым реальная история втискивается в неширокие рамки законов духоподъемно-мотивационного кино, скорее разочаровывает. Зато все стандартные приемы эмоционального накала действуют по-прежнему хорошо, а самое важное, что удалось главное – действительно выпукло и красиво показать романтику этого странного спорта, и зарядить желанием разломать напополам гиперкуб зоны комфорта.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2016 | |
Автор: |2019-01-05T20:42:53+03:0028 Январь, 2017, 11:12|Рубрики: Рецензии|Теги: , |
Глеб Тимофеев
Коренной москвич, с киноманской точки зрения ― Майкл Бэй, помноженный на Ларса фон Триера. В общем, развлекающийся провокатор или провокационный развлекатель. Подсаживает всех вокруг на карточные игры, чем обеспечивает себе определенные дивиденды.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok