Хоббит: Битва пяти воинств (The Hobbit: The Battle of the Five Armies), 2014, Питер Джексон, рецензия

Глеб Шашлов рецензирует полного духа нелепого, но захватывающего авантюризма «Хоббита», превратившегося в капустник as is.

Новости из Средиземья: Смауг был поражен суперзлодейским недугом и рухнул, заболтавшись. Гном Торин, в свою очередь, заболел недугом драконьим, вслед за центробанком, и вовсю чахнет над златом. Все прочие тоже непрочь попилить сокровищницу: Трандуил — из метросексуальной тяги к побрякушкам, погорельцы из озерного города – в качестве моральной компенсации, гномы – в силу генетики, орки…орков больше интересует молодой мордорский фашизм. Бильбо и Гендальф где-то на заднем плане взывают к совести, но это никого не интересует: первым делом – финансовые интересы, девушки потом. Битва пяти воинств неминуема – ну что же, смотрим, «как в последний раз»?

хоббит

Сага о маленьком жителе Шира избавилась от серьезной мины (от которой, впрочем, тоже было вполне смешно) и стала тем, чем, по идее, и должна: капустником as is, «Ёлками» толкиновской вслененной, «голубым огоньком» со ставшими родными – неудивительно, за такую-то эпопею! — лицами. Сам хоббит еще больше скукожился, до голой сюжетной функции, на экране – масштабные драки, солдатские шутки, и даже странная мелодрама – последняя, кажется, просто потому, что трижды по три часа – все-таки перебор для книги толщиной в полпальца. Все сражаются, как никогда: Леголас, натурально, эльф восьмидесятого уровня и вообще за гранью добра и зла. Его текущие подвиги заставляют меркнуть даже памятного элефанта, что «считался за одного!». Гномы наводят ужас одним боевым кличем, от которого орки валятся, как от тарана (ей-богу, будь Торин в оригинальной трилогии – Саурона убил бы силой мысли), волшебники –владеют всяким дзюцу похлеще мартышки из «Короля-льва». Законы развлекательных жанров окончательно синхронизировались с игровой индустрией, как рубль с нефтью, и в Средиземье творится полный Warcraft. Юмор – на уровне смишнявых мемов, гхм, эпичность – на уровне теплых пушистых тапочек лича из Baldur’s Gate, «Эффект штурмовика» пора спешно переименовывать в «Эффект урук-хай», да и вездесущие орлы (помилуйте, какой же спойлер) – эдакая Сердючка на пике праздничного угара. Жаль только без дракона и лихолесья, сплава в бочках и гоблинских подземелий почти не на что смотреть – ну, орки в шрамах, ну, «Дюна» с червями, немного кунг-фу и бытового колдовства – никаких визуальных сюрпризов еще со времен «Двух башен».

Законы развлекательных жанров окончательно синхронизировались с игровой индустрией, как рубль с нефтью, и в Средиземье творится полный Warcraft.

А может, так и надо? Может, в этом великая сермяжная правда? Дух нелепого, но захватывающего авантюризма, когда пальцы бессознательно скребут дно стаканчика из-под попкорна – он родом из той самой винтажной «Новой надежды». Не совсем то, чего ждешь от саги о мохноногих полуросликах, просто на этот раз вместе с законами физики и драматургии команда Джексона забила и на соответствие ожиданиям. С точки зрения рассованных повсюду намеков на будущий Сильмариллион это скорее пугает, но оставим пессимизм – per anus ad astra, как говорил Галлилей, поживем – увидим. В конце концов, Средиземье любят за дух приключений – и всегда будет интересно смотреть, как отважные маленькие люди бьют драконов и ломают башни. Всегда будет – как в последний раз.