Как Эннис дель Мар с Джеком Твистом подружились

Горбатая гора (Brokeback Mountain), 2005, Энг Ли

Анна Дедова о «Горбатой горе»

Пара молодых людей — немногословный громила Эннис и разбитной весельчак Джек, устроились подработать летом на выпасе скота в районе Горбатой горы штата Вайоминг. Завязавшееся знакомство было отмечено бурной пьянкой, итогом которой оказался случайный секс, поначалу поставивший одного из ковбоев в идеологический тупик. Но зародившееся на основе крепкой мужской дружбы смелое чувство оказалось не просто развлечением на один сезон. Встретившись спустя годы разлуки они вновь отправились на ставшее судьбоносным для них место, чтобы соединить не только свои души и не только в разговорах. Теперь, проживая жизнь каждый по-своему, как Джек в его счастливом и успешном в финансовом плане браке или как Эннис в его неудачных попытках убежать от общества, они все равно возвращались к Горбатой горе. Так многостаночник Энг Ли явил кинематографическому миру, быть может, одну из самых честных и открытых историй любви.

gorbataya-gora-retsenziya

«Горбатая гора», рецензия

«Горбатая гора» — картина, которой в свое время досталось, что называется, на орехи, но не за провокационность сюжета, как может показаться зрителю в России, а за чересчур активное взывание к толерантной душе киноакадемиков. Говоря откровенно, историей влюбленных мужчин шокировать хоть кого-либо в Голливуде в 2006 было делом практически невозможным. Однако надавить критикам на «больную мозоль» любви ко всем условным «униженным и оскорбленным» меньшинствам ленте, безусловно, удалось. Все-таки героями фильма оказались не просто среднестатистические мужчины, а ковбои родом из краев, известных суровыми нравами и сейчас, а годом начала разворачивающейся на экране романтической истории был выбран 1963, когда гомосексуализм еще даже не был исключен из списка психических заболеваний. Но кажущаяся до просмотра спекулятивной тематика фильма таких эпитетов в итоге совсем не оправдывает, потому что очевидно, Энг Ли пытался снять кино максимально искренне, иллюстрируя обычные бытовые проблемы, с которыми сталкивается каждый американец в 60-е, например, безденежье и в то же время проникая в личную драму самопринятия, которую переживал каждый из персонажей. Внутренняя битва, которую на протяжении всех этих лет вел Эннис, отгородившая его не просто от окружающего мира, но от самого близкого человека – родной дочери. Попытки Джека выстроить вокруг себя Великую гетеросексуальную стену внешнего благополучия и спрятаться за ней, оказавшиеся не в состоянии избавить его от трагического финального исхода. Между двумя этими такими разными жизнями — редкие встречи у реки, исполненные лишь горечью несбывшихся надежд, болью бесперспективных признаний и страстью, граничащей с разновидностью борьбы, где в качестве приза победителю достается не олимпийская медаль, а понимание самого себя, своей природы и обладание любимым человеком.

Никогда не стоит откладывать жизнь на завтра, рассчитывая нагнать былое потом, тратя драгоценные минуты существования на то, чтобы ублажить зашоренное общество, уделяя единственно важному и верному жалкие мгновения в сравнении с вечностью

В героях Джиленхолла и Леджера нет фальши, в их грубоватых потретах нет ни навязчивой псевдоинтеллектуальности, ни снобистского элитизма. Тем самым Энг Ли опровергает тезис поборников традиционных ценностей о том, что гомосексуализм – «развлечение» пресытившихся аристократов. Слова о том, что у любви нет пола, стали уже аксиомой, но у нее так же нет и социальных ограничений, она может явиться в любой дом – утонченного театрала, миллионера с БДСМ-наклонностями и бесхитростного ковбоя, подрабатывающего на летних пастбищах. С помощью личной драмы героев Энг Ли транслирует главную мысль, которая, к сожалению, оказалась утеряна за досужими разговорами о принадлежности к той или иной сексуальной ориентации. Никогда не стоит откладывать жизнь на завтра, рассчитывая нагнать былое потом, тратя драгоценные минуты существования на то, чтобы ублажить зашоренное общество, уделяя единственно важному и верному жалкие мгновения в сравнении с вечностью. Только лишь ощутив боль от потери, человек способен осознать, что на самом деле является смыслом существования – ощущение тепла от родного сердцу взгляда, с которым хочется встречаться каждый день, а не раз от раза, разделение всех невзгод и радостей поровну на двоих. Да, именно к такому понимаю приходит Эннис в финальной сцене картины, жаль лишь, что для того, чтобы набраться этой смелости ему приходится вдыхать уже еле уловимый запах с рубашки погибшего Джека.