Fall like dominos

Домино (Domino), 2005, Тони Скотт

Владимир Борисов о «Домино»

Эфир уже отпускал, LSD давно вышло, но мескалин все еще давал кайф: он медленно выходит. Первый час вы ждете, в начале второго часа начинаете проклинать того кретина, который продал вам эту байду

Не самый большой режиссер Тони Скотт, безвременно ставший героем, запомнился зрителям как крепкий ремесленник, снявший немало фильмов с Дензелом Вашинтоном и переиначивший сценарий Квентина Тарантино да так, что последний вообще возжелал вычеркнуть свое имя из титров. Но апогей и катарсис режиссерского творчества пришелся на 2005 год, когда вышел, естественно, недооцененный и провалившийся в прокате фильм «Домино», рассказывающий исключительно простую и бесхитростную историю охотницы за головами Домино Харви. 2005 год оказался плодородным на стильные и красивые атмосферные фильмы. Величайший визионерский шедевр «Город грехов» Родригеса, менее громкий, но от того ничуть не потерявший в своей красоте «Ангел-А» Бессона, грандиозный ретро-эпик «Кинг Конг» Джексона. Неудивительно, что на этом фоне скоттовская «Домино» оказалась незаслуженно забытой и забитой (равно как и «Револьвер» Ричи, чье величие сложно переоценить). Но если смотреть на экран и все-таки видеть кино, то становится кристально ясным тот факт, что все вышеперечисленные ленты — это просто очень хорошие фильмы, тогда как «Домино» — нечто большее.

domino-retsenziya

«Домино», рецензия

Правдивая история о девушке, блиставшей на модных показах, но променявшей гламурную жизнь на вечную опасность в погоне за «головами» (конечно, головы — это условность, т.к. охота идет за должниками, которые не принесут особой пользы, будучи мертвыми) по ходу фильма обрастает вымышленными фактами, умело концентрируя экшн в стиле старого-доброго «Гнева» и мастерские разводки, достойные ричиевского «Snatch”, только исполненные с большей жесткостью и жестокостью. Ответственный за сценарий чудаковатый гений Ричард Келли (да-да, режиссер того самого лучшего фильма 2009 года, фантастической социально-психологической драмы ”The Box”, которую все те же 95% не осилили и запихнули в разряд бесполезного кино) умело свел в одну историю злую (даже чересчур) сатиру на американское телевидение (а там и до кинематографа рукой подать), запутанный клубок с ограблением, подставой, мафией, ФБР, негритянским братством и пронзительно простую драму одной девушки.
Что в фильме правда, а что ложь? Да идите вы к черту, как сказала Домино. И она права — что несмотря на всю биографическую ироническую драматичность, фильм нельзя разделать на «быль и небыль». Как верно было сказано в «Трассе 60»: «Какая разница, что в коробке, ведь истории, которыми она обросла, гораздо лучше».

Это взрыв. Это бомба, тихо подложенная Тони Скоттом всему миру. Когда это осознают, будет уже поздно, а мистер Скотт будет искренне хохотать. Ему можно, ведь он нашел Святой Грааль.

Абсолютным видится и стиль, в котором снят фильм, этот нарочито яркий мескалиновый трип в манере клипа. Кажущееся поначалу дурацким и неинтересным, это визионерское решение постепенно затягивает в себя, пропуская через жернова безумия, не заботясь о последствиях. Как настоящий психоделический наркотик, будь то эфир, LSD, мескалин или psylocibe, когда только от тебя зависит в какую сторону поведет сознание. Великий мастер Алехандро Ходоровски говорил, что именно кино (а вовсе не наркотики) является ключом к расширению сознания. И после «Домино» убеждаешься в истинности этих слов: прежним уже не будешь. Это взрыв. Это бомба, тихо подложенная Тони Скоттом всему миру. Когда это осознают, будет уже поздно, а мистер Скотт будет искренне хохотать. Ему можно, ведь он нашел Святой Грааль.

Владимир Борисов