Забойный реванш (Grudge Match), 2013, Питер Сигал, рецензия

Армен Абрамян грустит об уходящей эпохе и глыбах мирового кино

Сильвестр Сталлоне и Роберт Де Ниро взирают на нас с плаката в полной боеготовности на боксёрском ринге друг против друга. Жанром указана комедия. На этом ознакомление с фильмом можно закончить, т.к. легко предположить, как всё будет развиваться. Трейлер только подтвердит первое впечатление, обнажив весь предсказуемый каркас истории о затянувшимся противостояния Малыша Де Ниро и Бритвы Сталлоне в спорте и вне его. Ворчливый тренер, истеричный импресарио, покинутая любовница, внебрачный сын, неожиданный внук, семейные ценности, шутки про ожирение, минет и ириски. Юмор не пережимает лирику и наоборот. Всё на местах. Бой состоится. Если не считать посттитровых эпизодов, сюрпризов не предвидится. Этот сценарий без особых изменений мог быть реализован десять, а то и сорок лет назад. Правда, времена всё-таки изменились…

Неверно было бы называть «Забойный реванш» комедией в старом стиле только потому, что в качестве main course здесь поданы звёзды, чей пик популярности пришёлся на десятилетия тому назад. Оба актёра снимаются много и сегодня. Будучи лицедеями разных весовых категорий, за долгую карьеру они пересекались лишь дважды, с промежутком в двадцать лет: в 1976 году, когда «Рокки» схлестнулся в одной оскаровской гонке с «Таксистом» и совместная работа в «Полицейских» в 1997 году. Питеру Сигалу удалось вновь объединить ветеранов под всеобщей эгидой ретро-моды. За компанию приглашены Алан Аркин и Ким Бейсингер, не теряющиеся на втором плане. Эстетические устремления «Неудержимых» и «Старперцев» точнее выразились в «Реванше». Фильм не ностальгирует по прошлому и не спекулирует на нём. Он сам как из прошлого.
«Весь мир смеётся над нами, но мы всё ещё живы» — кульминационно драматичная реплика героя Де Ниро звучит как-то даже слишком драматично. А кто по сути, «этот смеющийся мир»? Бестолковая юная поросль с айфонами, айпадами, и ворохом аккаунтов в сети. Те, кто ещё ни черта в жизни не сделал (не факт, что то-то сделает), но с высокомерием знатоков комментирующие тех, у кого сама жизнь в долгу. Они могут помиловать лайками или спустить всех собак. Они смелые на своих мягких диванчиках, в своих уютных бложиках. Они диктуют как надо жить, и они же через десять минут после просмотра «Забойного реванша» с лёгкостью впечатают: фильм фуфло, Сталлоне нынче далеко не Рокки, а Де Ниро совсем не Ла Мотта. Они обязательно так скажут, даже если не видели ни «Рокки», ни «Бешеного быка». А они их наверняка не видели. Тренд «старики снова в деле» бьёт другой тренд — «уже не торт». Публичные люди не принадлежат сами себе. В эру портативных цифровых технологий они ещё более зависимы от других, от тех, кто несоизмеримо мельче их. Кино не об отложенном на годы матче. Не про то, как два боксёра не поделили одну женщину и слили свои карьеры в яму безвестности. Оба спортсмена жаждут этого боя не потому, что хотят денег, славы или свести счёты друг с другом. Ведь вообще неважно кто из них победит. К тому же, нетрудно догадаться – истинно проигравших не предвидится (не тот жанр). Они просто хотят делать то, что умеют лучше всего. Хотят почувствовать себя живыми и при этом остаться людьми.

«Весь мир смеётся над нами, но мы всё ещё живы» — кульминационно драматичная реплика героя Де Ниро звучит как-то даже слишком драматично.

Великолепно снятый долгожданный поединок неожиданно жёсток и кровав, словно вырван из другого фильма. Словно изначальную драму переписали в комедию, но фрагменты первоначального материала проглядели. Время для положенных тренировок выделят, но чуда не произойдёт и былые звёзды бокса не удивят нас подтянутой формой и выпуклыми бицепсами. В самом разгаре поединка, мокрые от пота, с перекошенными дряблыми телами, с потухшими взглядами титаны экрана будут очень сильно похожи на обычных пожилых людей, чьи подвиги в прошлом, а будущее выглядит туманным. Демонстрационный мордобой для них не шоу, а последнее высечение искры. Финал получился сентиментальным, даже элегичным. Малыш и Бритва больше никогда не будут драться, а Роберта Де Ниро и Сильвестра Сталлоне никто и никогда не сможет заменить. Может быть, режиссёр уловил непредвиденный элегический подтекст и поэтому выкинул два эффектных гэга за пределы титров, предоставив легендам возможность «красиво уйти», без побочных хохотушек.