Пик Данте ( Dante’s Peak), 1997, Роджер Дональдсон, рецензия

Ив Мольер о людях закрывающих глаза на предпосылки катастрофы в «Пике Данте».

Пик Данте – второй по привлекательности городок в штатах, с гордостью претендующий на первое место в этом списке. Величественные горы, зеленые леса, горячие источники и мирно дремлющий вулкан. Впрочем, местные жители, воодушевленные благоустройством своей размеренной американской жизни, даже не задумываются о том, что могут повторить печальную судьбу Помпей. До тех самых пор, пока не приезжает вулканолог Гарри Долтон, который указывает беззаботному городскому правительству на надвигающуюся катастрофу. Горячие источники превратились в озера кипятка, животные около гор стремительно вымирают, кислотность воды неумолимо возрастает. Впрочем, никто не торопится объявлять эвакуацию, опасаясь ударить по экономике городка и отпугнуть туристов. Вулкан, не просыпавшийся на протяжении семи тысяч лет, мало смыслит в политике, а потому извергает потоки раскаленной лавы вне зависимости от ожиданий местных жителей.

Конечно, он уступит в гонке визуализации более зрелищному «2012», да и в масштабности с ним не посоревнуется, но вот неподдельная атмосфера восторга в одном коктейле с ужасом и бесконечным сопереживанием героям останется уникальной особенностью «Пика».

В свое время «Пик Данте» оказался не самым успешным проектом: он остался в тени вновь сверкнувших на экране «Звездных войн», которые и отняли основную аудиторию у фильма-катастрофы с бондиански-обворожительным Броснаном в главной роли. Кроме того, создатели «Пика» позаботились о том, чтобы показать не ту лягушку, которая коснулась лапками кипятка и дала деру, а наивную дурочку, сидевшую в кастрюле с прохладной, но медленно нагревающейся водой. «Лягушачья» метафора Гарри Долтона как нельзя лучше описала содержание картины: это история не о том, как люди отважно противостоят стихии, а о том, как они закрывают глаза на очевидные предпосылки катастрофы и расплачиваются за это собственной жизнью. Нравоучения, конечно, оказались куда менее привлекательными для зрителя, чем масштабные межгалактические сражения. Однако современный, искушенный спецэффектами киногурман найдет эту историю чрезвычайно трогательной и отлично подходящей для полного ностальгии вечерка с чашкой кофе и шерстяным пледом. «Пик Данте» выглядит ценнейшим раритетом на фоне привычных нашему глазу фильмов, где на каждые пять минут экранного времени приходится как минимум десять эпичных взрывов. Лента неспешно рассказывает историю простых, но симпатичных, добродушных людей, которые оказались заложниками собственного упрямства и глупых принципов.

Бушующий вулкан выходит на сцену не сразу, перед этим зрителю придется пройти долгий путь, проводя целое расследование, где аудиторию великодушно ознакомят со всем арсеналом техники вулканологов и даже неуклюжими роботами на дрожащих механических лапках. На фоне этих волнительных поисков неопровержимого доказательства извержения разворачивается романтичная линия с налетом американского обаяния: мускулистый и бесстрашный Он, решительная и улыбчивая Она, а между ними искры, терпкие поцелуи и любовь, подпитанная приличной дозой адреналина. В этой же истории по законам Голливуда присутствует пес, за судьбу которого невозможно не переживать, и несколько героев, чьи смерти сопровождаются до невозможности тоскливыми мелодиями, вызывающими рефлекторные жгучие слезы. Словом, полный набор истинного любителя фильма-катастрофы. Конечно, он уступит в гонке визуализации более зрелищному «2012», да и в масштабности с ним не посоревнуется, но вот неподдельная атмосфера восторга в одном коктейле с ужасом и бесконечным сопереживанием героям останется уникальной особенностью «Пика».