Тонко о толстых

Я худею, 2018, Алексей Нужный

Дмитрий Котов — о легкой низкокалорийной комедии Алексея Нужного

Проблема большой жопы похудения близка и понятна большинству российских женщин, о чем они сами неустанно твердят. Вне зависимости от подлинного масштаба катастрофы (а чаще всего — ее отсутствия), слишком часто желание влезть в старое платье, сбросить лишнее перед свадьбой или постройнеть к лету, дабы в бикини не быть похожей на колбасу-вязанку, затмевает хрупкий девичий разум и становится смыслом жизни. Комедия «Я худею», выход которой приурочен к празднованию Международного женского дня, повествует о нижегородской девушке-кондитере Ане Куликовой, любовь которой к еде слишком сильна. Настолько, что ее парень, тренер по плаванию и обладатель атлетического телосложения Женя, предлагает порвать отношения, под композицию «Вите надо выйти» приметив на свадьбе друга напыщенную, не очень умную, но зато более худощавую и вполне доступную блондинку. Сердце Ани разбито, кость широка, а перспективы личного счастья туманны…

Среди продюсеров оказался Илья Найшуллер, уже успевший произвести фурор своим шутером от первого лица «Хардкор» и парой столь же динамичных видеоклипов. А вот режиссер картины Алексей Нужный — фигура для российского зрителя неоднозначная. Наряду с достаточно успешными проектами вроде «Мам» и короткометражки «Конверт» с Кевином Спейси, в его фильмографии — участие в создании «Беременного» Дюжева и режиссура криминального триллера «Переводчик» — трэшовых тёрок Ярмольника с нервным парнем из «Интернов». Алексей также снимал для телеканала «ТНТ» «Ольгу», расколовшую аудиторию на два противоборствующих лагеря: кто-то оценил беззастенчивую самоиронию, комичность ситуаций и драматические подтексты, кто-то плевался, не без снобизма обвиняя создателей в «обыдлении» москвичей. Так или иначе, в этот раз он хорошо представлял, о чем снимает. Как и сценарист Николай Куликов, автор «Легенды №17», «Экипажа» и «Движения вверх», ведь оба в свое время прошли через многое, чтобы привести себя в достойную физическую форму: первый сбросил 28 кг, второй — 18.

Кадр из фильма «Я худею»

Однако главная героиня — девушка, и создателям хотелось показать именно женский взгляд на проблему. Поэтому стройняшки Алексей и Николай провели глубокое исследование, опросив огромное количество взволнованных темой похудения девушек и женщин, написав параллельно 17 черновиков сценария. Продюсер Сергей Корнихин объясняет, что у них было желание рассказать историю о девчонке «из соседнего подъезда», снять честный и эмоциональный фильм, эдакий российский вариант «Дневника Бриджет Джонс». На самом деле, кино в итоге получилось самобытным и понятным каждому из нас, каким-то очень близким и совсем не похожим на западные ромкомы о простушках и дурнушках. Что не может не радовать.

«Я худею» — фильм легкий, ироничный и мотивирующий, с отменными диалогами, смешными шутками и симпатичными персонажами, которым хочется сопереживать. Словно торт «Пьяная вишня», он пропитан горьким, но ароматным ликером, и пропитка эта — незатейливый посыл о том, что счастье — не в осиной талии и кубиках пресса. Собственно, если парень бросил тебя только потому, что твоя внешность слегка изменилась, очевидно, что он козел и полный придурок. Да и черт бы с ним, скатертью дорожка. Казалось бы… Если бы каждая такая условная, слегка поправившаяся Аня в рандомной точке нашей страны это понимала, необходимость снимать подобное кино отпала бы сама собой. Но Аня — персонаж слишком жизненный и правдивый, чтобы в делах амурных рассуждать трезво и рационально, поэтому задается целью во что бы то ни стало похудеть и своей обновленной фигурой вернуть Женю. Приютить лучшую подругу соглашаются сыгранная Ириной Горбачёвой бой-баба Натаха и ее молодой человек — позитивный, с толикой экстравагантности, раздолбай — диджей Дима. Обитают они в «брежневке», с лоджии которой открывается, пожалуй, лучшая в городе панорама на исторический центр, Рождественскую улицу и Речной вокзал. Прекрасные виды, мелькающие фоном прогулок, пробежек и всяких прочих событий разной степени важности, дали возможность указать в финальных титрах Нижний Новгород исполнителем одной из ключевых ролей. И залитая летним солнцем столица Поволжья, снятая с наилучших ракурсов, в обход имеющихся у нее неприглядных закоулков, со своим удивительным ландшафтом, Стрелкой и бешеными маршрутными «пазиками», этого вполне заслуживает.

На собрании «Клуба анонимных обжор» Аня знакомится с простодушным и трогательным пухляшом Колей, роль которого исполнил актер и комик-блогер Евгений Кулик, чем-то похожий на Джону Хилла, что презабавно обыграно в фильме. Коля мечтает проявить себя в командной игре «Гонка героев», чтобы доказать мужскому коллективу с работы свою состоятельность, и Ане вовсе не сразу удается разглядеть в несуразном неудачнике на глохнущей оранжевой «Ниве» с вычурными литыми дисками проницательного и преданного друга, отзывчивого и внимательного мужчину с твердыми принципами. Именно на несправедливую дисгармонию внутреннего и внешнего «Я худею» указывает в первую очередь. Семейная драма тоже не заставит себя ждать: о бросившем в детстве отце и о странных отношениях матери, охмурившей менеджера по работе со сложным зерноуборочным механизмом (в народе — комбайнёр), алкаша Гаврилыча aka «Синий Смурфик». А еще тут есть Шнур, отплясывающий под Bomfunk MC’s.

«Я худею» — фильм легкий, ироничный и мотивирующий, с отменными диалогами, смешными шутками и симпатичными персонажами, которым хочется сопереживать. Словно торт «Пьяная вишня», он пропитан горьким, но ароматным ликером, и пропитка эта — незатейливый посыл о том, что счастье — не в осиной талии и кубиках пресса

Некоторые эпизоды картины особенно удачно обыгрывают классические киноштампы с зашкаливающим градусом искрометного юмора. Например, сцена с пафосным проездом гордого собой и полного романтических надежд Коли, калейдоскопично выхватывающая колоритные и поразительно меткие образы типичных жителей русской деревни. Но успех самого высшего сорта, вишенка на торте фильма — сцена… собственно, с этим самым тортом. Аня бросает полный вожделения взгляд на свое творение, в ответ на нее из крема выглядывает улыбающееся пряничное сердце. Оно гипнотизирует Аню своими глазками из глазури. Аня смотрит на торт. Торт смотрит на Аню. Саспенс. Наезд. Крупный план. Глаза. Монтаж! Катарсис!!! Развязка. Смех.

Сценарист подарил главной героине не только свою фамилию, но и сильный характер. Набирать и сбрасывать вес в кратчайшие сроки — не редкость для голливудских актеров. В отличие от Кристиана Бэйла, Джареда Лето или Мэтью Макконахи, наши артисты, как правило, мучить себя диетами ради роли не рвутся. Саша Бортич в этом смысле оказалась настоящим бойцом и героем, набрав перед съемками порядка двадцати килограммов, а потом, при моральной поддержке всей съемочной группы, за полтора месяца, путем строжайшей диеты и ежедневных тренировок вернувшись в исходную форму. Попутно она еще и трюки выполняла без дублера: сама перелезла с балкона на балкон на восьмом этаже, прыгала с пирса в ледяную воду, выскакивала из пылающей бани в горящей простыне и пробежала 10 км по полю по пояс в пшенице. Именно поэтому слова о смысловом наполнении ленты из уст Александры звучат наиболее ценными: «…у фильма очень важная миссия: донести до девушек, девочек, женщин мысль о том, что надо принимать себя такими, какие мы есть, любить себя. Если хотя бы один человек, выходя из кинозала, это почувствует, значит, вся работа проделана не зря». Мысль эта подчеркнута сюжетной линией Натахи, стремящейся не ко внешним поверхностным переменам, а к внутренним и качественным: бросить работу в «макдаке», переехать в Москву, рискнуть согласиться на ответственную должность, проверить себя на прочность и, конечно, добиться поддержки и понимания со стороны любимого человека. «Я худею» — кино хоть и облеченное в развлекательную форму, но о семейных ценностях в лучшем смысле этого слова. О том, что поладить с родными и близкими, добившись взаимопонимания, бывает крайне сложно. И пусть разбитую вазу чаще всего не склеить, никогда не поздно выйти из зоны комфорта, признать ошибки, сделать шаг навстречу, поставить себя на чужое место, сказать важные слова, попросить прощения и простить в ответ.

P.S. Автор рецензии поддерживает призыв авторов фильма следить за собой и вести здоровый образ жизни, однако не разделяет стереотипного мужского мнения о костлявой красоте формата 90х60х90 и считает, что хорошей женщины должно быть много.