<!— 5 —>

Обитель проклятых (Eliza Graves), 2014, Брэд Андерсон, рецензия

О том насколько Андерсону далеко до Скорцезе. Армен Абрамян рецензирует
«Обитель проклятых».

Система доктора Кормана и профессора Скорсезе

И без того очевидные сюжетные параллели с «Островом проклятых» (усиленные, к тому же участием Бена Кингсли) доведены до пика заменой «Элизы Грэйвс» на «Обитель проклятых». Подобный ход только ухудшает восприятие. Во-первых, ненавязчиво спойлерит об интриге заголовочным тождеством. Во-вторых, Брэд Андерсон далеко не Скорсезе и его новая работа сильно сдаёт в сравнении с культовым «Островом» по художественном достоинствам. Но самое главное, не к тому материалу ведёт тропинка.

Уровень саспенса близок к нулевой отметке (словно в предыдущем «Тревожном вызове» автор полностью исчерпал себя в искусстве нагнетания ситуаций).

Андерсон экранизировал короткий рассказ Эдгара Аллана По, написанный скорее с целью посмешить, нежели напугать. Оригинальный сюжет о том как сумасшедшие с врачами и надзирателями поменялись местами расширен и дополнен лейтмотивной романтической линией во имя той самой Элизы Грэйвс, которой у По не было. Но у него много чего не было, что позже появлялось в малобюджетных, но до очаровательности стильных и мастерских экранизациях мистической новеллистики от Роджера Кормана с участием Винсента Прайса. Именно к прайсо-кормановскому ретро полувековой давности и отсылает режиссёрское эстетическое решение. Справедливости ради, стоит напомнить, что и сам Скорсезе признавал, будто черпал вдохновение во время съёмок «Острова» в архаичной «второразрядной» продукции, в том числе и в картинах Кормана, с которым ему довелось сотрудничать в ранние годы. Все друг за другом подсматривают: кто-то более удачно, кто-то менее. К слову, «Обитель» как стилизация весьма неплоха. Да и не сказать, чтобы сценарий грешил несуразностями, часто допускаемыми в фильмах аналогичного жанра. Плюс, везение с актёрами. Бекинсейл красиво смотрелась за роялем и проникновенно изображала конвульсии. Кингсли зловеще антагонизировал Кейну. Кейн не менее сардонически антогонизировал Кингсли. Глисон был типажным мудрецом, а Стёрджес отважным романтиком. Старинные платья и пиджаки сидели на всех по мерке.

Тем не менее, кино совершенно проходное. Пустое и необязательное. Причём, даже в творчестве очень неровного Андерсона далеко не жемчужина. Увлёкшись стилистическими финтами и прочими оммажными кунштюками, режиссёр забыл, что он снимает… хоррор, драму, готическую мелодраму или сатирическую комедию. Двум часам пошло бы на пользу сбросить минут этак тридцать. Во всяком случае, действие стало бы интенсивнее, острее. С последним, почти катастрофа. Уровень саспенса близок к нулевой отметке (словно в предыдущем «Тревожном вызове» автор полностью исчерпал себя в искусстве нагнетания ситуаций). Что же в остатке? Вялотекущая игра в старый добрый эдгарпошный ужастик, где как обычно все немного не в себе, но псих психу рознь. Игра старательная, но чересчур зацикленная на самой себе, беззастенчиво вытесняющая сам сюжет, как ненадобное ярмо. После ознакомления с трейлером, события первого часа и вовсе известны заранее. Поэтому проблематично удержать пристальное внимание до последних сцен, в которых сценаристы приберегли (пусть и очень хиленький, легко считываемый) твист.

Эдгар Аллан По, Роджер Корман, Мартин Скорсезе… Брэд Андерсон лишний в этом ряду. Нет у него как у художника неповторимой способности познавать иррациональное подобно По. Отсутствует хулиганский задор и наглость Кормана, беспощадно подминавшего классику под локальные постановочные задачи. О профессионализме Скорсезе можно только мечтать. Неглупый сценарий «Элизы Грэйвс» попал не в те руки. Придуманная Эдгаром По «система доктора Смоля и профессора Перо» по-прежнему актуальна и нуждается в новых, более талантливых и дерзких, интерпретаторах.