Стэнли и Айрис (Stanley & Iris), заметка

Армен Абрамян про старых приятелей Фонду и ДеНиро играющих «в любовь» в последней работе Мартина Ритта.

Последняя работа патриарха американского кино Мартина Ритта с участием суперактёров на все времена Джейн Фонды и Роберта Де Ниро. Сказано хоть и торжественно, но в результате – лишь крепкий жанр, в котором не видно ни руки мастера Ритта, ни особых откровений от заглавных лицедеев. Добротность – единственное свойство этой мелодрамы, смотреть которую удобнее в дождливый вечерок в семейном окружении, попивая чего-нибудь горяченького в прикуску с чем-нибудь сладеньким. Идиллический телевизионный задник для фоновой идиллии диванно-каминных обстоятельств.

Допущения в мелодраме – нормальное дело: жанр требует, но сценарию не хватило психологизма, чтобы объединить в образе Стэнли тягу к изобретательству и нежелание осваивать азбуку.

Возможно, Ритт намеренно стремился к некоторой архаичности в манере повествования на контрасте с динамичными девяностыми, но перебрал в сдержанности. В шестидесятые, скажем под дуэт Ньюман — Вудворд, эта история имела бы больше шансов остаться в копилке впечатлений сменяющихся поколений. «Любовники» Фонда и Де Ниро больше похожи на старых приятелей, решивших по одолжению сыграть «в любовь». Озадаченное лицо Стэнли и слёзы Айрис в единственной эротической сцене (исполненной в максимально пуританском ключе) вызывают улыбку от того насколько долгожданное сексуальное переживание двух одиночеств подменено душевной неловкостью «рабочего момента». С другой стороны, в этом и отличительная особенность фильма: в такой вот наивной череде ситуаций, где два честных пролетария, прожив большую часть жизни, вдруг находят друг друга.

По иронии судьбы, не умеющий читать и писать Стэнли и обременённая семейными невзгодами Айрис, работают на фабрике по производству кексов. «Сладкое» место работы оттеняется «горьким» бытом. Однако оттеняется со всей возможной мягкостью и множеством допущений. Допущения в мелодраме – нормальное дело: жанр требует, но сценарию не хватило психологизма, чтобы объединить в образе Стэнли тягу к изобретательству и нежелание осваивать азбуку. Не достаёт необходимых штришков и сложной судьбе Айрис, дабы уверовать в глубину характера. Не стоит называть поверхностной милую, не претендующую на лавры неординарности, мелодраму. Просто уважаемые имена Ритта, Де Ниро, Фонды априори будут повышать планку ожиданий при первом просмотре этой сентиментальной зарисовки про любовь и дружбу. Про то, что каждый уже видел множество раз. Вера в спасительную роль сказки неистребима.

Армен Абрамян