Грань будущего (Edge of Tomorrow), заметка

Иоахим Штерн про давно украденные сюжетные ходы, бесконечную «Жарищу 6» и качество в «Грани будущего».

Земля атакована инопланетными захватчиками-мимиками, человеческие армии терпят одно поражение за другим. Переломным моментом войны становится победа землян под Верденом – теперь исход войны зависит от решающего боя, в котором объединенные вооруженные силы людей, ведомые легендарной воительницей Ритой Вратаски, собираются высадиться в Нормандии и устроить мимикам папин дом, безбожный огненный дождь и небо в алмазах. Незадолго до этой операции в Лондон прибывает майор Кейдж, трусоватый специалист по рекламе, пиару и связям с общественностью – суровый британский генерал предлагает майору отправиться на передовую, майор отказывается, и тогда разочарованный Кейджем генерал отправляет его служить рядовым штрафником, пушечным мясом, заготовленным на убой. Кейджа, естественно, убивают, после чего он оживает и начинает проживать день битвы снова и снова. Снова и снова. Снова и снова…

В сущности, более-менее весь современный мэйнстрим является повторением уже пройденного, бесконечной «Жарищей 6», а аудитория смирилась с этим положением вещей и ждет от масштабных премьер не новаций, а качества.

В-общем, все достаточно понятно – Том Круз будет жить внутри дня сурка и спасать мир, Эмили Блант будет играть валькирию и помогать Тому Крузу спасать мир, а мерзкие инопланетяне будут медленно, но верно проигрывать доблестному человечеству и законам жанра. Не стоит ожидать от «Грани будущего» безупречности – присутствует здесь и прискорбный мискастинг (ну зачем, зачем обаятельная Эмили Блант играет угрюмых бой-баб?), и некоторая вторичность (кино являет собой нечто среднее между недавним «Обливионом» и недавним же «Исходным кодом») – но в целом фильм исправно развлекает зрителя. Да и что плохого во вторичности? Все сюжетные ходы украдены до нас, все истории давным-давно известны, об этом еще Борхес писал. В сущности, более-менее весь современный мэйнстрим является повторением уже пройденного, бесконечной «Жарищей 6», а аудитория смирилась с этим положением вещей и ждет от масштабных премьер не новаций, а качества.

А с качеством у «Грани» все в порядке — фильм Лаймана может похвастаться не только крепким сценарием и общей занимательностью, но и, например, нетипичным Крузом, играющим нюню, рохлю и слюнтяя. В итоге мы получаем симпатичное и честное кино без особых затей и претензий. То есть можно, конечно, ухмыльнуться высадке в Нормандии, но, честно говоря, с тем же успехом космические захватчики могли бы высадиться под Сыктывкаром или, скажем, в Катманду. Получилось бы, пожалуй, даже смешнее.

Иоахим Штерн