Мад, (Mud), 2012, Джефф Николс, заметка

Армен Абрамян пытается понять, что в фильме грязь, а что чистота и восторгается кудесником Николсом.

Джефф Николс планомерно завоёвывает репутацию кудесника, способного общеизвестную мысль преподносить в совершенно оригинальной (даже неожиданной) форме. При этом никакого выпендрёжа в плане выразительных средств. Также без юзания интерцитатных вокабуляров, с пренебрежением ко всему нелинейно-монтажному и вычурно-глубокомысленному. Николс предпочитает рассказывать без подвоха: с ровной интонацией, без перепадов в голосе. Не стоит принимать драму за триллер, а, в возникшей по ходу действа интриге, искать виноватого. Два пацана, едва вступившие на тернистый гормональный подростковый путь, сводят дружбу со странным чужаком. У него сломан зуб, он просит звать себя Мад, из имущества имеет одну счастливую рубашку и револьвер. Он что-то скрывает и от чего-то прячется. Но это не пугает юнцов. Чужак оказывается вернувшимся местным. Вернувшимся, чтобы навсегда покинуть эти края, но с девушкой всей его жизни. Собственно, безграничная любовь героя – та самая сила, благодаря которой он вызывает доверие ещё не порченных жизнью мальчиков. Но она же и главная угроза ему и всем, кто его окружает. Мад в переводе «грязь», но что здесь есть грязь, а что чистота – сразу не поймёшь.

Снимая кино по строгим нормам беспросветной социальщины в оболочке романа воспитания, к финалу он обращает историю в приключенческий боевик с битвой плохих против хороших

Последняя работа Николса плавно вытекает из работы предыдущей. «Укрытие» витает в атмосфере бытовым саспенсом и точно также выворачивает грядущую драму в мелодраму, даруя спасение поруганной честности, истребляя всё, что противоречит кодексу чести. Чести, как её понимают дети. Да, Николс снова снял сказку. Снимая кино по строгим нормам беспросветной социальщины в оболочке романа воспитания, к финалу он обращает историю в приключенческий боевик с битвой плохих против хороших. Смены настроения не противоречат друг другу и красиво вершат исход этой в чём-то дидактической истории о правилах правильной жизни для самых маленьких. Или для тех, кто ещё не разучился верить.

Армен Абрамян