Патруль времени (Predestination), заметка

Стас Селицкий о противоречии под названием «Патруль времени».

Помятый мужчина (Итан Хоук) работает в полиции времени — основная его задача состоит в предотвращении массовых убийств, совершавшихся на протяжении 20-го века. Он строго блюдет кодекс, проживает множество чужих жизней, но не все, на первый взгляд, так просто.

Притом Спириги буквальны вплоть до дат на календаре, а также в совсем уж пасхальных моментах: то и дело на ум приходит мысль, что Хайнлайн-то недолюбливал женщин, а его наследие проглядывается через «писательские» стремления героев.

После «Патруля» становится ясно, что братья Спириг (немцы, базирующиеся в Австралии) не просто какие-то выскочки с претензией на старомодный футурологический реквизит, а настоящие адепты мира фантастики, ее золотого периода, времени Филипа Дика и, собственно, Роберта Хайнлайна. Первого экранизируют все от мало до велика, — на выходе и вполне себе блокбастеры, и «бэшки» сразу на видео. А вот Хайнланом как-то не задалось, несмотря на тонны подходящего материала. По-немецки сосредоточенные Спириги настолько преданы делу, что за основу взят, мягко скажем, не самый лучший рассказ о времени «Все вы зомби». Но поставили они его как настоящие авангардисты: ярко, смело, не изменив ни единого слова, и дополнив его заметной деталью из истории про терроризм. Стоит понимать, что «Патруль времени» ― противоречие, спекулирующее на противоречии, как немцы из Австралии, снимающие нестудийное кино с голливудской звездой, пусть Хоук и является довольно независимым актером. В жанровой идентификации сокрыта главная подлянка фильма — это не приключенческий жанр, это псевдо-биография. Рассказ одновременно и легко, и сложно экранизировать. Он насыщен событиями, но не переусложнен, а от пресловутого «майндфака» не убежать, как от поезда на рельсах. У Хайнлайна все это занимало какие-то жалкие десять страниц. Притом Спириги буквальны вплоть до дат на календаре, а также в совсем уж пасхальных моментах: то и дело на ум приходит мысль, что Хайнлайн-то недолюбливал женщин, а его наследие проглядывается через «писательские» стремления героев. Тем показательнее подвиг во многом обаятельной артистки Сары Снук, ставшей олицетворением того, что фантаст так ненавидел, и что так любил. Главная же функция «Патруля» совсем не содержательного толка — напомнить, что за фантастикой не надо ходить к Нолану, многие произведения лишь тихо ждут своего часа и недрогнувшей руки постановщика. Примерно так же Линклейтер всем напомнил, что главное в Дике — наркотики.

Стас Селицкий