Август (August: Osage County), заметка

Иоахим Штерн об «Августе», который просто не получился.

Где-то в Оклахоме. Выпивающий писатель Беверли без вести пропадает, в опустевший дом съезжаются многочисленные родственники, желающие как-то поддержать оставшуюся без супруга мать семейства. Впереди — разбитая посуда, ругань, скандальные ретроспективы, инцест и педофилия.

Получается спектакль, за каким-то дьяволом перенесенный на большие экраны — драматургия буквально излучает театральность, а главным выразительным средством является актерская игра.

Первые полчаса экранизация пьесы Трэйси Леттса (известного также сценарием к «Киллеру Джо») выглядит просто отлично — герметичный лаконизм постановки размешивает тихий омут сценарных страстей, скелеты бодро маршируют из одного шкафа в другой, и в целом кино поразительно ловко балансирует на грани истерики. Стрип дает этакого доктора Хауса, закидывается таблетками и рубит правду-матку, не взирая на личности, Робертс играет стерву себе на уме, прочие оттеняют их конфликт полутонами, изредка взрываясь компактными, но колоритными бенефисами. Впрочем, царит тут все равно великая старушка Мэрил, влегкую затмевающая остальных титанической мощью своего актерского дара.

А вот потом начинаются проблемы, и оказывается, что экранизации идут отнюдь не всем недурным пьесам. Вроде бы и режиссер был неплохой, и оригинальный материал в порядке, и актеры прекрасные, и атмосфера американской глубинки имеется, а вот не получается кино. Получается спектакль, за каким-то дьяволом перенесенный на большие экраны — драматургия буквально излучает театральность, а главным выразительным средством является актерская игра. Все это неплохо, вот только театральные постановки куда продуктивнее смотреть в театре.

Иоахим Штерн