Опасный метод (A Dangerous Method), 2011, Дэвид Кроненберг

Иоахим Штерн видит в фильме Дэвида Кроненберга академическую драму о свободе.

Опасный метод -

Начало XX века. Слегка двинутую еврейскую девушку Сабину Шпильрейн (Кира Найтли) отдают на лечение доктору Карлу Юнгу (Майкл Фассбендер), последователю Зигмунда Фрейда (Вигго Мортенсен) и убежденному стороннику теории психоанализа. Каждый в результате получит свое — Шпильрейн искупается в пруду, откроет в себе мазохистку и выучится на врача, утомленный перманентной беременностью собственной супруги Юнг в дым разругается с учителем и ударится в мистицизм, а премудрый рационалист Фрейд поймет, что изобретенная им теория является не столько панацеей, сколько чумой.

«Опасный метод» рассказывает не о психоанализе, а о том, что великое освобождение масс обернулось гибелью старой доброй Belle Epoque и мировой бойней.

Найтли обыкновенно мастерски двигает челюстью и бьется в припадках, до невозможности обаятельный Мортенсен дымит как паровоз и толкует сновидения, протеже Фрейда Отто Гросс (бенефис Венсана Касселя) трахает все, что движется, и смущает Юнга радикальными контркультурными идеями. Несколько уравновешивает все это безобразие спокойная, где-то даже флегматичная игра Фассбендера и непривычный для Кроненберга постановочный академизм — режиссер сознательно отказывается от театральных эффектов и делает из довольно скабрезной истории образцово-показательный байопик, аккуратное и целомудренное кино, которое едва ли вызовет протест даже у самой пуританской аудитории. В других обстоятельствах подобный подход можно было бы назвать конформистским, однако «Опасный метод» посвящен вовсе не сексуальным перверсиям, сапожникам без сапог или эдипову комплексу в отношениях Фрейда и Юнга. «Опасный метод» рассказывает не о психоанализе, а о том, что великое освобождение масс обернулось гибелью старой доброй Belle Epoque и мировой бойней. Кроненберг, впрочем, благоразумно избегает дидактики и прерывает действие фильма накануне Первой мировой войны, ограничиваясь краткой справкой о дальнейшей судьбе Прометеев от психоанализа. Гросс, как бездомный пес, сдох под забором в 1920, Фрейд унес родину на подошвах своих сапог и умер от летальной дозы морфия в 1939, а Шпильрейн была расстреляна в Змиевской балке в 1942. Что тут скажешь? Свобода — недешевый товар.

Иоахим Штерн