Судная ночь 2 (The Purge: Anarchy), 2014, Джеймс ДеМонако, рецензия

Ив Мольер про задвинутое на второй план морализаторство, притихших чертей и самых жестоких творений Божьих в рецензии на «Судную ночь 2»

Отцы-основатели продолжают очищать Возродившуюся Америку от нечистот, преступности и нищеты уже во втором фильме от Джеймса ДеМонако, познакомившего зрителей с Судной Ночью. Первая часть истории рассказывала о богатой, преуспевающей семье, которая волей случая оказалась в опасности в разгар бойни – не помогла даже суперсовременная система защиты. Действо ограничивалось окруженным особняком, герои метались во тьме в попытках дать отпор нападающим и пролить свет на старую, как мир, истину – ни одну социальную проблему нельзя решить насилием, а Судная Ночь – воплощение нового, десятого круга ада на земле. Свежая и интересная политическая сатира не получила должной реализации – прогадали с локацией и однотипными персонажами, поэтому лента переродилась, подобно фениксу. Судная Ночь бодрым шагом выходит на улицы Америки, превращаясь в жестокий и захватывающий триллер. Морализаторство вежливо отодвинули на второй план, и без того ясно, что правительство использует двенадцать часов беззакония в своих корыстных целях, так что теперь балом правит насилие: бесконечные погони, перестрелки, драки и костюмированные акты «очищения души».

Утратив прием гротеска и перестав доказывать теорему о мире во всем мире от обратного, кино потеряло свою важную составляющую и внутренний стержень, превратившись в банальную историю о выживании.

ДеМонако предоставляет аудитории всю палитру человеческого безумия и агрессии: престарелая тетечка слоновьих габаритов отстреливает неугодных с крыши своего дома, чтобы почувствовать, наконец, власть и свободу, богачи заказывают себе на дом живое мясо для утех, подростки рисуют на лицах уродливые морды и надевают устрашающие маски, предаваясь эффектным погоням и распихивая по мусорным контейнерам изувеченные тела бедняков, а сливки общества организуют аукцион, где каждый лот – живые люди, будущие жертвы на большой охоте. Кто-то зарабатывает, кто-то мстит, кто-то выпускает своего внутреннего зверя. На время Судной Ночи даже черти в аду понемногу притихают, готовясь принять в объятия сотни грешников. Чтобы экскурсия в новый, совершенный мир прошла еще более увлекательно, сценаристы собирают компанию разношерстных героев. У каждого из них за спиной не самая счастливая жизнь и душещипательная история о несправедливости системы. Однако былые проблемы кажутся мелочами на фоне передряги, в которую персонажи угодили теперь: они остались одни под беспристрастным ночным небом в тот момент, когда город охвачен жестокими столкновениями. А если ты угодил в подобное пекло без оружия и желания убивать, то дни твои сочтены – золотое правило Судной Ночи. Так и начинают борьбу за жизнь мама и дочка из низших слоев общества, молодая пара, не успевшая добраться до дома, и их лидер – бывший полицейский, задумавший отомстить преступнику, который сбил его сына.

На этот раз лента знакомит нас не только со злом, охватившим человеческие души, но и с противостоящими ему силами добра – униженные и оскорбленные поднимают восстание, чтобы остановить кровопролитие. Однако эпичности это не прибавляет: первый фильм шокировал всеобщим принятием Судной Ночи как общественной нормы и панацеи от всех болезней, вторая глава истории осуждает новые порядки с самых первых секунд. Люди, в большинстве своем, против происходящего, боятся за жизни родных и близких, прячутся по домам и относятся к ночи, как к зверствующей чуме, но при этом не пытаются протестовать, покорно склонив голову перед властью. Лишь единицы формируют отряд, готовый дать отпор вооруженным до зубов богачам. Утратив прием гротеска и перестав доказывать теорему о мире во всем мире от обратного, кино потеряло свою важную составляющую и внутренний стержень, превратившись в банальную историю о выживании. Зрителю остается только делать ставки, какой персонаж пробежит больше всего метров по охваченным языками пламени улицам и словит при этом наименьшее количество пуль. Уже во второй раз Судная Ночь с легкостью созналась в неумении достойно подать удачную идею и прикрылась сочными образами убийц – монструозные лица, дорисованные клыки и швы на губах, надпись «Бог» кровью на лбу, клинки и сабли, увесистые пулеметы и автоматы. Пожалеть об увиденном невозможно – представление вышло зрелищным, масштабным и напряженным. Разочароваться можно только в утерянной смысловой нагрузке, которая оказалась ненужным балластом на кровожадном пиру самых жестоких творений Божьих – людей.