Золото (Gold), 2016, Стивен Гейган

Сергей Феофанов — о «Золоте» Стивена Гейгана

США, восьмидесятые. Потомственный старатель Кенни Уэллс (Мэттью Макконахи) принимает бразды правления семейным бизнесом — компанией по добыче ценных металлов. Довольно быстро Кенни доводит дело нескольких поколений до ручки и вместе со своими сотрудниками переезжает из офиса в ближайший бар. Бизнес умирает, привлечь хоть какие-то инвестиции невозможно, поэтому Кенни пускается во все тяжкие и летит в Юго-Восточную Азию. Там он встречается с одаренным геологом Майклом Акостой (Эдгар Рамирес), который также переживает не лучший период в своей жизни. У Акосты есть одна идея, у Кенни есть кое-какие связи, терять им нечего, так что они решают тряхнуть стариной и отправиться на поиски золота в непроходимые индонезийские джунгли.

Через 6 лет после появления первой информации о проекте и череды кадровых перестановок (режиссером должен был стать Майкл Манн, а главную роль хотели отдать Кристиану Бэйлу) «Золото» все же вышло на экраны. В режиссерское кресло усадили сценариста «Траффика» и режиссера «Сирианы» Стивена Гейгана, а оператором стал маститый Роберт Элсвит, работавший с Полом Томасом Андерсоном над «Нефтью» и «Врожденным пороком». Не самый очевидный выбор для авантюрного приключенческого фильма, но рука маэстро видна – дремучие и величественные пейзажи сняты так, что дух захватывает. Не подвел и цайтгайст — в последнее время восьмидесятые в кино показывают слишком часто, чтобы как-то восторгаться их отображением в «Золоте», но все, в общем, крепко и атмосферно – прически немыслимые, одежда дурацкая, верим.

«Золото», рецензия

Главным же достоинством фильм стал, конечно, лысый и пузатый старина Макконахи, превращающий картину то ли в нерукотворный памятник самому себе, то ли в кислотный моноспектакль. Его герой просыхает по большим праздникам, страдает от малярии, шарит вокруг себя безумным взглядом, поворачивается к камере голой задницей, ругается, кричит и гладит живого тигра. Серьезно: актер хорош настолько, насколько вообще может быть хорош исполнитель главной роли в средненьком и бессодержательном фильме без затей. Вместе с тем, невозможно не отметить, что Макконахи решительно нечего играть, а его работа в «Золоте» относится, скорее, к цирковому искусству, чем к кинематографии.

Остальные предсказуемо теряются: Кори Столл удивительно скучный, Рамирес, мягко говоря, не блещет, прочие и вовсе отбывают номер. Авторы честно пытаются спасти свой аттракцион аутсайдерской романтикой вида «Хвала безумцам, одиночкам и бунтарям» и лейблом «Основано на реальных событиях», но ничего не получается. И проблема здесь даже не в очевидной вторичности «Золота», снятого так, будто бы не было ни «Волка с Уолл-стрит», ни «Аферы по-американски». Проблема — в посредственном сценарии и общей избыточности картины. Вот медленно погибающая американская мечта, вот живописная природа юго-восточной Азии, вот дорогие отели и засранцы с биржи, вот «Новый порядок» Сухарто, а вот, наконец, и ребята из ФБР, внимательно слушающие сбивчивый лепет вчерашнего баловня судьбы.

«Золото» — совсем не то, чем кажется. Бесхитростная вроде бы история о золотодобыче превращается сначала в повесть о человеке, который откусил слишком много, а в конце и вовсе оборачивается критикой современного капитализма, в котором скучные клерки, ворочающие большими деньгами, значат куда больше тех, кто занимается реальным производством чего бы то ни было. В другой ситуации такая многоаспектность могла бы быть плюсом, но тут обилие тем не сработало

«Золото» — совсем не то, чем кажется. Бесхитростная вроде бы история о золотодобыче превращается сначала в повесть о человеке, который откусил слишком много, а в конце и вовсе оборачивается критикой современного капитализма, в котором скучные клерки, ворочающие большими деньгами, значат куда больше тех, кто занимается реальным производством чего бы то ни было. В другой ситуации такая многоаспектность могла бы быть плюсом, но тут обилие тем не сработало. Можно долго (и отчасти справедливо) возмущаться тем, что бал современной экономики правят не капитаны индустрии и титаны вроде Генри Форда, а банки, хедж-фонды и тому подобные организации, делающие деньги из денег и воздуха. Только вот более-менее все об этом уже сказал Адам МакКей в своей «Игре на понижение». Ему даже удалось найти посреди всего этого безумия протагонистов, и те протагонисты смотрелись куда убедительнее здешних робингудов от кирки и лопаты.