Игорь Нестеров рассказывает о воплощениях последнего российского монарха на большом экране
Сто лет назад император Николай II подписал манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила, который днём позже отрёкся сам, поставив точку в истории российского самодержавия. Вряд ли последний Хозяин Земли Русской мог тогда вообразить, что превратится в одного из любимых персонажей самого молодого искусства – кино. За минувший век царь Николай стал героем более 60 художественных фильмов и телесериалов. Надо сказать, сам святой венценосец кинематограф не жаловал, считал его «вредным развлечением» и «вздором». «Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством», – так однажды отозвался о новомодном аттракционе консервативный государь. Впрочем, кинематографисты в отличие от большевиков – люди незлопамятные, поэтому охотно простили Николаю – легкомыслие и ретроградство, вдохнув в его исторический образ вторую жизнь. Разные эпохи и режиссёры представляли последнего Романова то равнодушным гордецом, то мягкотелым неудачником, то злосчастным кандидом, то невинным страдальцем. Но до сих пор создание эффектного кинообраза Николая II считается для актёра – серьёзной удачей, а для режиссёра – непростым творческим вызовом.
Знаменитый советский киномастер Александр Довженко в своей революционной эпопее уделил последнему императору ровно один короткий эпизод, изобразив его жалким и жестоким идиотом, который, покручивая ус, пишет в дневнике незадолго до переломных исторических свершений: «12 сентября. Погода хорошая. Убил ворону».
Поверхностная и фривольная трактовка исторических событий, которые разворачиваются вокруг царской семьи, княжеской четы Юсуповых и старца Григория Распутина, отпускает Николаю II второстепенную роль, изображая его глупым и управляемым ротозеем.
Уникальный оттепельный фильм, одна из первых попыток вдумчивого осмысления революционной эпохи в кино. По атмосфере нечто среднее между «Тихим доном» и «Белой гвардией», разумеется с вычурным народническим уклоном. Царь здесь появляется в кадре пару раз, говорит то на русском, то на французском и подаёт руку восставшему пролетарию, который отказывается её пожать, потому как, дескать, руки у гражданина Романова запачканы кровью рабочих и крестьян.
Один из фильмов, снятых по заказу коммунистической партии к столетию вождя мирового пролетариата. Именно поэтому царь тут выглядит именно таким, каким его считала ленинская гвардия: спесивым, безучастным, недалёким.
Впервые на экране – трагический и мелодраматический образ Николая II. Фильм почти целиком сосредоточен на отношениях императора и императрицы, которых проглотила великая русская смута. Робкий, слабохарактерный, но страстно влюбленный государь вызывает и сострадание, и жалость, и прощение.
Чарльз Кей
телесериал Падение орлов (1974), Великобритания
создатель сериала – Джон Эллиот, продюсер – Стюарт Бёрдж
13-серийная телепостановка рассказывает о том, как в период Первой мировой войны развалились три империи – Российская, Германская и Австро-Венгерская. Множество вопиющих извращений исторических событий делает эту киноработу – фальшивой и проходной, а последний русский царь представлен дерзким и капризным отпрыском аристократического рода.
Режиссёру Элему Климову на пару с актёром Анатолием Ромашиным удалось воплотить самый глубокий, пусть и далеко не самый историчный кинообраз Николая II. Впрочем, жанр фильма – трагифарс, поэтому авторам простительны вольные трактовки фактов. Климовский император – это воплощённое одиночество, сгорбленное и сломленное под весом непосильного бремени. Есть в нём и обреченность, и тоскливость, и мучительное принятие своей судьбы.
Прославленного Омара Шарифа можно по праву считать самым неудачным исполнителем роли последнего русского императора. Высокому и статному актёру впору было играть отца Николая II – Александра III. Сама постановка основана на спорных фактах, касающихся биографии дочери царя – Анастасии Романовой, за которое долгое время выдавала себя авантюристка Анна Андерсон.
Историософская драма нынешнего главы «Мосфильма» о том, как пациент психбольницы в исполнении Малкольма МакДауэлла возомнил себя Яковом Юровским – палачом Николая II, а его психиатр – последим русским самодержцем. Повествование прыгает между 1918-м годом и перестроечным временем. Олегу Янковскому удаётся передать христианское смирение и полное непротивление, с которым император принял обрушившийся на него и его семью – удар исторической стихии.
Фильм-фарс о России, которую мы потеряли и которую обрели. Молодой Николай II появляется здесь в небольшом, но ключевом эпизоде. Его облик – красив и горд, а на фоне мракобесия российской действительности 1990-х годов – ещё и утончен, и величественен. Андрею Ростоцкому так понравилась роль последнего Романова, что он сыграл царя в общей сложности в шести картинах.
Пусть английский театральный корифей Йен Маккелан ни внешностью, ни натурой не похож на Николая II, его образ царя вышел – интересным, неплоским и в хорошем смысле противоречивым. Есть в нём и горечь, и достоинство, и внутренняя сила, и вселенская тоска во взгляде.
Перед создателями фильма о страшной судьбе августейшей фамилии стояла задача представить Николая Романова – святым великомучеником, и Александр Галибин прекрасно с этим справился. Николай II здесь почти мироточит: он добр и милостив, прост и наивен, как ребёнок, а главное – беззаветно предан семье. После просмотра не остаётся сомнений, что большевики совершили зверское злодеяние, расстреляв одного из самых чудесных людей на свете.
Последний царь в фильме об адмирале Колчаке появляется ненадолго, но при этом запоминается. Запоминается, прежде всего, попаданием мимо сложившегося исторического образа – отчасти из-за возраста актёра, отчасти из-за актёрской самоподачи. Складывается впечатление, что Николай Бурляев сыграл, скорее, православного старца, а вовсе не православного императора.
Владимир Машков, который органичен в большинстве своих многочисленных киноролей, здесь оказался явно не на том месте. Напористый Машков в роли «тишайшего» Николая смотрится примерно, как Джек Николсон в роли – Матери Терезы. Видимо, поэтому актёр поспешил исправить это недоразумение, сыграв инфернального Григория Распутина в сериале «Григорий Р.».
Читайте также: заметка Сергея Феофанова
Кинокартину «Матильда» об отношениях молодого императора с балериной Матильдой Кшесинской ещё не выпустили на экраны страны, однако это не помешало фильму Алексея Учителя уже спровоцировать несколько громких скандалов. Поводом для одного из них стало неподобающие изображение святого царя Николая, которое, по мнению некоторых политиков, бесчестит его светлую память. Якобы последний император предстаёт в нетрадиционном для себя качестве: не семьянина, но ловеласа. Так ли оно на самом деле – зритель сможет проверить в конце октября 2017-го года. Если, конечно, прокат не запретят.