1+1: Голливудская история (The Upside), 2018, Нил Бергер
Сергей Феофанов – об американском ремейке французского хита
Раздолбай Делл (Кевин Харт) выходит из тюрьмы по УДО и принимается искать работу. Поиски приводят его в пентхаус миллионера Филиппа Лакасса (Брайан Крэнстон) – парализованного мужчины с трагической судьбой и суицидальными наклонностями. Помощница Лакасса (Николь Кидман) выступает категорически против найма бывшего зека, но миллионер все же берет его на работу. Рассчитывает он на то, что в нужный момент Делл не справится с обязанностями сиделки (перепутает лекарства, забудет вызвать врачей) – и Филипп, наконец, покинет этот мир. Разумеется, все выходит иначе – между двумя мужчинами завязывается прекрасная дружба.
Кадр из фильма «1+1: Голливудская история»
Разговоры за косячком, ночные гонки по городу, танцы на вечеринке, оперная ирония – все это мы уже видели. «Голливудская история» представляет собой кавер-версию громкого французского фильма «Неприкасаемые» (в российском прокате – «1+1»), предлагая зрителям лишь косметические изменения. Какие-то корректировки пошли фильму на пользу (Крэнстон, например, очень хорош и играет немного иначе, чем Клюзе в оригинальной картине), какие-то – нет, но в целом различия можно пересчитать на пальцах одной руки.
Это обстоятельство, кажется, и привело к прохладному приему ленты – в вину авторам поставили и эксплуатацию готовых рецептов, и откровенно коммерческую концепцию, и примитивизацию сложных вопросов. Эти претензии достаточно справедливы, но адресовать их следует, скорее, всей современной голливудской индустрии, а не конкретным людям. Да, изначально ремейк французского хита выглядел очередной ненужной и упрощенной калькой европейского кино, но на деле все не так плохо – малоизвестный сценарист Джон Хартмир написал вменяемую адаптацию (здешняя любовная линия с рокировкой возлюбленных и видоизмененной сценой в ресторане кажется более жизненной, чем в оригинале). Прилично сработал и режиссер Нил Бергер («Иллюзионист», «Области тьмы») – он, например, не стал эксплуатировать неоклассический саундтрек Людовико Эйнауди, заменив его более уместной Аретой Франклин.
Сравнений с оригиналом «Голливудская история», естественно, не выдерживает, но вне этого контекста она не заслуживает и особой критики – перед нами развлекательное кино удовлетворительных художественных достоинств, вполне симпатичное и даже где-то трогательное
Успех сентиментальной драмы Накаша и Толедано стал результатом удачного совпадения множества разных факторов (от прекрасной музыки до удивительной харизмы Омара Си). Это не конвейерная история, ее невозможно продублировать или поставить на поток – что доказали и сами французские режиссеры фильмом «Самба» с тем же Омаром Си и Шарлоттой Генсбур. Сравнений с оригиналом «Голливудская история», естественно, не выдерживает, но вне этого контекста она не заслуживает и особой критики – перед нами развлекательное кино удовлетворительных художественных достоинств, вполне симпатичное и даже где-то трогательное.