//Рецензия на “Астрал” Джеймса Вана

Рецензия на “Астрал” Джеймса Вана

Потусторонний мир

Астрал (Insidious), 2010, Джеймс Ван

Андрей Волков – о хорроре Джеймса Вана

Австралийский режиссёр Джеймс Ван, эмигрировав в США, создал там одну из самых коммерчески успешных хоррор-франшиз 2000-х гг. – “Пила”, которая насчитывает уже восемь фильмов. Снятый за гроши оригинал очень понравился зрителям на кинофестивале независимого кино «Санденс» интересной концепцией, пусть в работе Вана и присутствовали отголоски культового триллера Дэвида Финчера “Семь” (1995).

Большинство других режиссёров могли бы до конца дней почивать на лаврах нового культа, но Джеймс Ван не стал заложником одной франшизы. Отдав своё детище в руки других режиссёров, Ван поставил интересный хоррор “Мёртвая тишина” (2006), где оригинально интерпретировал тему живых кукол. Ныне имя Вана ассоциируется с дилогией “Заклятие” и связанными с ней спин-оффами. Отталкиваясь от реальных дел четы Уоррен, режиссёр сотворил целый мир, вдохновлённый восточной философией, гласящей, что мир мёртвых существует параллельно с миром живых, а потому духи беспрепятственно ходят среди нас.

“Астрал” был снят между этими двумя суперуспешными франшизами. Он также породил немало продолжений и подражаний, но всё-таки является в первую очередь подготовительной работой режиссёра. Дилогия “Заклятие” сочетала искусно снятые сцены ужаса с ретро-стилистикой, а также с хорошей драматургией – сразу видно, что истории взяты из жизни. “Астрал” же полностью придуман другом постановщика, сценаристом Ли Уоннеллом, который, как когда-то в “Пиле”, не отказал себе в удовольствии появиться на экране в роли немного нелепого демонолога. Его персонаж так и не вышел из детства, оттого испытывает особую радость от встречи с редкими экземплярами комиксов или необычными игрушками. Его напарник, напротив, подчёркнуто серьёзный, так что вместе они составляют забавную парочку, почти как Джей и Молчаливый Боб.

Кадр из фильма “Астрал”

Эта парочка работает с медиумом Элис, у которой есть дар видеть астральный мир и вступать с ним в контакт. Именно в этом мире потерялся сын главных героев Далтон, который также имеет паранормальные способности, но в силу возраста ещё не понимает этого.

В отличие от ранних фильмов Джеймса Вана, поздние практически лишены насилия, что не делает их менее страшными. Просто режиссёр стал использовать более тонкие кинематографические инструменты для сотворения атмосферы страха. В “Астрале” она во многом создаётся за счёт размеренного и неторопливого действия, плавного перемещения камеры в пространствах дома, а также умелой игре на нервах зрителя – режиссёр постоянно обманывает наши ожидания, не показывая паранормальную активность там, где её ждёшь. Наоборот, в будто бы “спокойных” сценах неожиданно появляются призраки, среди которых стоит выделить демона с красным лицом, главного охотника за душой Далтона.

Обилие потусторонней силы и продолжительные эпизоды в “запределье” переводят фильм в разряд фэнтези с элементами хоррора. Этим “Астрал” кардинально отличается от “Заклятия”, где автор не балует зрителя показами призраков. Напротив, там не менее важна драматургическая часть, ведь если герои не будут убедительными, то в грозящую им опасность зритель вряд ли поверит.

Нельзя сказать, что персонажи “Астрала” плоские и неинтересные. Просто режиссёр умышленно сделал ставку не только на атмосферу, но и на спецэффекты, оттого зрителю уже с самого начала показывают потусторонние сущности, которых привлекает ментальный дар Далтона. Образы родителей прописаны с куда меньшей тщательностью, чем семьи из “Заклятий” – опять же, возможно, это следствие того, что поздняя франшиза Вана основана на реальных событиях. Зато второстепенные герои куда более яркие, включая и бабушку, которую отлично играет звезда Голливуда Барбара Херши.

«Астрал» доказал главное – для того, чтобы создавать страшное кино, необязательно заливать экран кровью. Ведь пугает в большей степени игра воображения

Впрочем, исполнитель роли отца Патрик Уилсон получит возможность продемонстрировать свой драматический талант в “Заклятии”, где ему досталась роль Эда Уоррена. Роуз Бирн сыграла более удачно в “Пекле” Дэнни Бойла и сиквеле его же «28 дней спустя» – видимо, переживания матери, чья семья столкнулась с паранормальной активностью, ей были не близки, в отличие от прекрасных образов матерей из “Заклятий”, сыгранных Лили Тейлор и Фрэнсис О`Коннор.

В тоже время «Астрал» доказал главное – для того, чтобы создавать страшное кино, необязательно заливать экран кровью. Ведь пугает в большей степени игра воображения. Джеймс Ван как режиссёр первой «Пилы» стоял у истоков новой моды Голливуда – создавать хорроры с обилием кровавых сцен, иногда садистского характера, что раньше было прерогативой независимых малобюджеток. Но Джеймс Ван эту же моду и разрушил, показав иные пути к достижению животного ужаса.

Режиссёр не скрывал использования достижений предшественников, например «саспенса» Альфреда Хичкока и Джона Карпентера. Но ему удалось соединить классические традиции с высокотехнологичными съёмками (в «Астрале», и в «Заклятии» широко применяется система стабилизации изображения «Стедикам») и спецэффектами, где лёгкая ретро-стилистика словно дань уважения старым хоррорам, многие из которых отличались хорошим сценарием и атмосферой – тем, чем нас сейчас редко балует Голливуд. Пожалуй, в наши дни Хершелл Гордон Льюис очень пригодился бы голливудским боссам, но он снимал кровавое кино для драйв-инов лет за 30 до «Пилы» и схожей с ней франшизы «Хостел» Эли Рота.

Telegram
Хронология: 2010 2010-е | |
Автор: |2020-04-20T18:13:43+03:0021 Апрель, 2020, 11:09|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok